Стиль
Впечатления 5 книг, которые помогут понять и полюбить джаз
Стиль
Впечатления 5 книг, которые помогут понять и полюбить джаз
Впечатления

5 книг, которые помогут понять и полюбить джаз

Фото: пресс-служба издательства «Планета Музыки»
24–27 января в Москве пройдет первый московский фестиваль «Джаз-мануш». Чтобы не только услышать, но и оценить своеобразие мануша, стоит представлять, как звучит классический джаз и где начинается импровизация. «РБК Стиль» — о пяти главных книгах о джазе.

Джаз-мануш, или цыганский джаз – уникальное европейское направление джаза, возникшее из импровизаций гениального цыганского гитариста Джанго Рейнхардта и скрипача Стефана Граппелли в 30-е годы прошлого века. Это необычный джаз на струнных инструментах, рожденный из традиционной музыки цыган этнической группы «мануш» и свинга.

По просьбе «РБК Стиль» джазовый публицист и критик, главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков выбрал пять книг, которые помогут разобраться, какие направления джаза по вкусу именно вам и выступления каких музыкантов нельзя пропустить на крупных джазовых фестивалях.

Леонид Переверзев

«Приношение Эллингтону
и другие тексты о джазе»

Издательство:
«Планета Музыки»,
Санкт-Петербург, 2011 г.

Первопроходец отечественной науки о джазе, которую он именовал «джазологией» или джазоведением. Первый джазовый просветитель 1950-х, ведущий джазовый публицист 1960-70-х, автор статьи «Джаз» в Большой советской энциклопедии и множества просветительских текстов в прессе и на обложках советских винилов — таким мы знаем Леонида Переверзева (1930-2006).

пресс-служба издательства «Планета Музыки»

Глубокие теоретические и исторические работы о джазе, которые он при советской власти писал «в стол» практически без надежды опубликовать, впервые оказались изданы отдельной книгой через пять лет после ухода Леонида Борисовича из жизни.

В книгу вошло всестороннее исследование творчества великого джазового композитора Дюка Эллингтона (1899-1974) — трехчастное «Приношение Эллингтону», а также ряд других основополагающих работ различным аспектам истории, теории и социологии джаза, плюс целый ряд блестящих образцов джазовой публицистики Переверзева разных лет.

Луис Портер

«Джон Колтрейн: жизнь и музыка»

Издательство:
«Арт-Волхонка»,
Москва, 2015 г.

Первая изданная в России книга о великом американском джазовом саксофонисте и композиторе Джоне Колтрейне (1926-1967). Гениальный импровизатор, вершина творчества которого пришлась на период середины 1950-х — второй половины 60-х годов, Колтрейн был ключевой фигурой в истории золотого века джаза, подлинным визионером джаза. Его творчество оказало большое влияние на развитие мировой музыки в целом.

пресс-служба издательства «Арт-Волхонка»

Книга профессора музыки Университета Ратгерса, ведущего специалиста по истории джаза и музыканта Луиса Портера считается наиболее полной и фактологически точной биографией Колтрейна, а кроме того, содержит не только большое количество информации о жизни Колтрейна (среди которой много ранее неизвестных фактов), но и детальный профессиональный анализ его музыкального творчества. На русский книгу перевел известный джазовый энтузиаст, доктор физико-математических наук Михаил Сапожников.

Кирилл Мошков

«Индустрия джаза в Америке. XXI век»

Издательство:
«Планета Музыки»,
Санкт-Петербург, 2013 г.

Второе, расширенное издание книги о джазовом сегменте музыкальной индустрии США отражает изменения, произошедшие в музыкальном бизнесе с момента выхода первого издания (2008).

Книга показывает жизнь джазового сообщества США с точки зрения деятелей музыкальной индустрии, без которых создание музыки и донесение ее до слушателя были бы невозможны: это преподаватели музыкальных колледжей и консерваторий, владельцы джаз-клубов, организаторы фестивалей, продюсеры, звукоинженеры и руководители фирм грамзаписи, исследователи истории джаза и его сегодняшнего дня, джазовые критики и ведущие джазовых радиостанций.

пресс-служба издательства «Планета Музыки»

На десятках интервью с этими незаурядными людьми построена книга автора этих строк, который в ходе работы над текстом посетил США 15 раз, побывав в 12 штатах. Исследование джаза на его родине под таким углом не проводилось никогда, эта книга — первая в своем роде не только в России, но и в мире.

Владимир Фейертаг «История джазового исполнительства в России»

Издательство:
«Скифия»,
Санкт-Петербург, 2010 г.

С виду это скромное учебное пособие для студентов музыкальных вузов, изучающих историю джаза. На самом деле важность книги трудно переоценить: за весь период наблюдений это всего второе систематическое изложение истории джаза в нашей стране, при этом легко написанное, четко структурированное и независимое от других источников.

пресс-служба издательства «Скифия»

Это не удивительно: автор книги — старейшина джазовой историографии в России, соавтор первой книги о джазе в послевоенном СССР (1960), блестящий лектор-музыковед и ведущий буквально сотен джазовых фестивалей в СССР и России последних пяти десятилетий.

Даже сейчас, приближаясь к середине девятого десятилетия своей жизни, Владимир Борисович продолжает активно работать, преподает историю джаза в Санкт-Петербургском университете культуры, ведет джазовые концерты и участвует в жюри джазовых конкурсов. Историю джаза в нашей стране профессор Фейертаг знает лично, поименно и буквально в лицо, и поэтому его книгу обязательно стоит прочесть.

Валерий Пономарев
«На обратной стороне звука»

Издательство:
«АСТ»,
Москва, 2007 г.

Из поколения первых советских джазовых эмигрантов, выехавших на Запад в первой половине 70-х, никто не поднялся так высоко, как московский трубач Валерий Пономарев. Оказавшись в Нью-Йорке в 1973-м, три года спустя он стал участником прославленного ансамбля Jazz Messengers под руководством великого барабанщика Арта Блэйки, который услышал в 33-летнем иммигранте из СССР новое воплощение легендарных трубачей Клиффорда Брауна и Ли Моргана. А дело объяснялось просто: именно по их записям Валерий учился играть джаз в Москве на рубеже 50-60-х гг.

пресс-служба издательства «АСТ»

Непростая доля джазмена в Советском Союзе, переезд на родину джаза в стремлении припасть к источнику горячо любимой музыки, трудности врастания в иную культуру и радость восхождения к вершинам мастерства — обо всем этом Валерий Михайлович сам рассказал в своей автобиографии, написанной так же ярко, естественно и живо, как он импровизирует на трубе.