Стиль
Впечатления Как разобраться в современном искусстве за пять книг
Впечатления

Как разобраться в современном искусстве за пять книг

Как научиться отличать пафосный китч от современного искусства? Как оценить, заслуживает ли внимания модный перформанс? Можно ли предсказать, какие произведения современного искусства действительно войдут в историю и будут стоить вложенных в них денег?

 

 

 

 

 

 

 

По просьбе «РБК Стиль» заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, искусствовед Кирилл Светляков выбрал пять важных книг, которые помогут ответить на эти вопросы.

 

Кирилл Светляков

❝ 

Предваряя свои субъективные рекомендации, я хочу сказать, что в принципе на русском языке существует очень немного фундаментальных исследований по истории и теории современного искусства. Не изданы многие базовые тексты по критической теории, а также институциональной критике.  Из того, что существует, я в первую очередь рекомендую следующие книги.

 

 

 

 

Розалинд Краусс 
«Подлинность авангарда и другие
модернистские мифы»

Издательство:
«Художественный журнал», 2003


 

Книга вышла уже давно, но я надеюсь, будет переиздана, поскольку Розалинд Краусс — одна из наиболее продуктивных теоретиков, но вместе с тем известна и как критик, умеющая анализировать произведения современного искусства, а это большая редкость. В сборнике «Подлинность авангарда» Краусс демонстрирует свои возможности анализа живописи, скульптуры, фотографии и легко переходит из одних медиа в другие. При этом вопрос критерия «подлинности» по отношению к искусству ХХ века остается одним из главных в этой книге и получает теоретическое обоснование.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Джонатан Крэри
«Техники наблюдателя»

Издательство:
V-A-C Press, 2014


 

Автор книги много писал о современном искусстве, но в «Техниках наблюдателя» он обратился к опыту XIX века, когда интерес к возможностям видения, оптическим приборам, психологии восприятия был гораздо выше, чем в следующем столетии. Книга меня просто поразила и подтвердила многие мои догадки.

Крэри очень уверенно и убедительно доказывает, что все современные «техники наблюдателя» были открыты еще в XIX веке, а ХХ век использовал только часть этих открытий в других целях. При этом целые пласты знания оказались невостребованными. Выход этой книги мне представляется важным, поскольку в западном искусстве идет активное критическое переосмысление наследия модернизма и постмодернизма.            

 

 

 

Дэвид Брукс
«Бобо в раю.
Откуда берется новая элита»
Издательство:
«Ад Маргинем Пресс», 2013


 

Эта книга не об искусстве. Это социологический и экономический анализ феномена богемной буржуазии в современном обществе потребления. Интересно, что многие теоретические выводы автор делает просто, делясь впечатлениями и наблюдениями за представителями новой элиты.

Его критика чем-то похожа на критику Оскара Уайльда. Автор доказывает, что в культуре «бобо» критерии авангарда и китча, радикальности и конформизма почти неразличимы, поскольку бобо в большей степени ориентированы на изобретение новых способов потребления, а не производства. Вернее, сам процесс потребления приобретает смысл производственного процесса. После этой книги многие процессы в современном искусстве станут более понятны сквозь призму социологии и экономики.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Ханс Рихтер
«Дада. Искусство и антиискусство.
Вклад дадаистов в искусство ХХ века»
Издательство:
«Гилея», 2014


 

 

Рихтер — художник, свидетель и участник движения дадаистов — написал потрясающую книгу, с которой можно начинать знакомство с историей современного искусства, поскольку дадаизм уже с начала 1960-х годов становится «запускающей программой» contemporary art. Интересно, что Рихтер весьма критично настроен по отношению к неодадаистам 1960-х и считает, что они не продолжили традиции дада, а превратили их в товарный фетиш. Дефиниции «искусства» и «антиискусства» в исполнении Рихтера очень продуктивны для дальнейших размышлений.  

     

 

 

 

Клер Бишоп
«Радикальная музеология, или
Так уж "современны" музеи
современного искусства?»
Издательство:
«Ад Маргинем Пресс», 2014


 

Эта небольшая книжка посвящена анализу опыта разных музейных институций по работе с материалом современного искусства. И это не сугубо музейная проблема, поскольку сегодня музеи становятся местами не только хранения и демонстрации художественных произведений, но и их производства. Музеи сейчас — это чуть ли не главные институты «современности», и книга раскрывает многие проблемы, связанные с моделированием и программированием художественных процессов, а также моделированием концепции времени.