Как разобраться в современном искусстве за пять книг
|
По просьбе «РБК Стиль» заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, искусствовед Кирилл Светляков выбрал пять важных книг, которые помогут ответить на эти вопросы.
Кирилл Светляков ❝ Предваряя свои субъективные рекомендации, я хочу сказать, что в принципе на русском языке существует очень немного фундаментальных исследований по истории и теории современного искусства. Не изданы многие базовые тексты по критической теории, а также институциональной критике. Из того, что существует, я в первую очередь рекомендую следующие книги. |
Розалинд Краусс
Книга вышла уже давно, но я надеюсь, будет переиздана, поскольку Розалинд Краусс — одна из наиболее продуктивных теоретиков, но вместе с тем известна и как критик, умеющая анализировать произведения современного искусства, а это большая редкость. В сборнике «Подлинность авангарда» Краусс демонстрирует свои возможности анализа живописи, скульптуры, фотографии и легко переходит из одних медиа в другие. При этом вопрос критерия «подлинности» по отношению к искусству ХХ века остается одним из главных в этой книге и получает теоретическое обоснование.
|
|
|
Джонатан Крэри
Автор книги много писал о современном искусстве, но в «Техниках наблюдателя» он обратился к опыту XIX века, когда интерес к возможностям видения, оптическим приборам, психологии восприятия был гораздо выше, чем в следующем столетии. Книга меня просто поразила и подтвердила многие мои догадки. Крэри очень уверенно и убедительно доказывает, что все современные «техники наблюдателя» были открыты еще в XIX веке, а ХХ век использовал только часть этих открытий в других целях. При этом целые пласты знания оказались невостребованными. Выход этой книги мне представляется важным, поскольку в западном искусстве идет активное критическое переосмысление наследия модернизма и постмодернизма. |
Дэвид Брукс
Эта книга не об искусстве. Это социологический и экономический анализ феномена богемной буржуазии в современном обществе потребления. Интересно, что многие теоретические выводы автор делает просто, делясь впечатлениями и наблюдениями за представителями новой элиты. Его критика чем-то похожа на критику Оскара Уайльда. Автор доказывает, что в культуре «бобо» критерии авангарда и китча, радикальности и конформизма почти неразличимы, поскольку бобо в большей степени ориентированы на изобретение новых способов потребления, а не производства. Вернее, сам процесс потребления приобретает смысл производственного процесса. После этой книги многие процессы в современном искусстве станут более понятны сквозь призму социологии и экономики.
|
|
|
Ханс Рихтер
Рихтер — художник, свидетель и участник движения дадаистов — написал потрясающую книгу, с которой можно начинать знакомство с историей современного искусства, поскольку дадаизм уже с начала 1960-х годов становится «запускающей программой» contemporary art. Интересно, что Рихтер весьма критично настроен по отношению к неодадаистам 1960-х и считает, что они не продолжили традиции дада, а превратили их в товарный фетиш. Дефиниции «искусства» и «антиискусства» в исполнении Рихтера очень продуктивны для дальнейших размышлений.
|
Клер Бишоп
Эта небольшая книжка посвящена анализу опыта разных музейных институций по работе с материалом современного искусства. И это не сугубо музейная проблема, поскольку сегодня музеи становятся местами не только хранения и демонстрации художественных произведений, но и их производства. Музеи сейчас — это чуть ли не главные институты «современности», и книга раскрывает многие проблемы, связанные с моделированием и программированием художественных процессов, а также моделированием концепции времени.
|
|