Добро пожаловать: новая коллекция Dior à Versailles
Бессменный креативный директор появившегося в 1998 году направления Dior Joaillerie Виктуар де Кастеллан меняет ювелирный мир и меняется сама. В 1990-х, когда ювелирным балом правили бриллианты, она привнесла в него яркие цвета. Многие ныне модные драгоценные камни она начала использовать первой. Экзотические острова, коронованные черепа, шипы и розы — чего только не было в этой истории. В последние годы она ушла от фигуративности к абстракциям и достигла в этом совершенства.
Новая коллекция Dior à Versailles, как то очевидно из названия, вдохновлена Версалем, а точнее — элементами его интерьеров.
В коллекции 60 украшений, больше всего среди которых колец (28 изделий). Есть даже не так часто встречающиеся в Dior Joaillerie броши (два украшения). Все благородное собрание поделено на unique pieces (29 изделий, созданных в единственном экземпляре) и reproducible pieces (31 предмет, который может быть повторен в иных комбинациях цветов и материалов) — и обе эти части великолепны.
Dior à Versailles — большая удача де Кастеллан и коллекция, которая должна войти в книги по истории ювелирного искусства. И дело тут даже не в сложности техник и редкости драгоценных камней (хотя и то, и другое в наличии: есть здесь три сложные объемные конструкции и идеальное снежное паве, а среди камней — бирманский рубин в кольце и 11,5-каратный шри-ланкийский сапфир в колье, и это малая часть из всего представленного).
Прежде всего то, что отличает Dior à Versailles от многих прочих современных коллекций — это наличие оригинальной концепции. Ведь многие сейчас действуют по принципу «все лучшее собрал я сразу», под разными благовидными предлогами замешивая фирменные темы в надежде угодить клиентам всех мастей. Де Кастеллан же не просто берет тему интерьеров Версаля (причем, как говорит она сама: «Версаля, увиденного при свете свечей»), она совершенно блестяще ее прорабатывает. Это не просто сеты украшений, названные по имени комнат и галерей Версаля, или алмазы, ограненные в виде подвесок к хрустальным люстрам. Dior à Versailles переносит нас в XVIII век. И во многом совершить это путешествие во времени помогают старинные техники. Де Кастеллан возвращает нас во время, когда ювелиры еще не освоили платину и белое золото. Главные металлы в коллекции — розовое золото и черненое серебро. Стоит заметить, что все же, в отличие от старинных украшений, в предметах Dior à Versailles белое золото и платина присутствуют, но только в ролях второго плана. Техниками дело не ограничивается, в ход идут и старинные огранки во главе с «розой». Все это создает удивительную игру в псевдоисторические украшения. Словно де Кастеллан переместили на машине времени в XVIII век и она совершила революцию в дизайне, пользуясь современными веку техниками.
Но и техникой, и эстетикой все не ограничивается. Де Кастеллан рассказывает увлекательнейшую историю. Украшения Dior à Versailles полны тонкой иронии. Серьгам-шандальерам она возвращает форму люстр (нечто подобное ранее делала Сьюзан Сиз), тиару переворачивает и превращает в колье, а в кольце делает секретное отделение для хранения «чего-нибудь». Виктуар много играет с асимметрией, но часто она едва уловима: к серьгам, например, надо приглядеться, чтобы увидеть что конструкции их неодинаковы. Она лихо замешивает барокко, классицизм и рок-н-ролл. При этом рок-н-ролл отыгрывается в исключительно благородных камнях «большой четверки» — бриллиантах, рубинах, изумрудах и сапфирах.
Де Кастеллан пристальным, практически хозяйским, взглядом осматривает интерьеры дворца, не упуская ни одной важной детали. Так, в сете, посвященном спальне короля-солнце, кроме многочисленных символов этого самого солнца присутствует и перо — подобное украшало изголовье кровати Людовика XIV. Она уместно цитирует и саму себя, добавляя кутюрных лент, как в коллекции Soie Dior.
Но главные ленты тут — в бантах, отсылающих к получившей свое название по имени фаворитки Людовика XIV герцогини де Фонтанж прическе фонтанж с накладными волосами, лентами и бантами.
Банты в Dior à Versailles есть и парадно повязанные, и небрежные, словно развязанные в порыве страсти. Одно из самых оригинальных украшений этой части — серьги с двумя бантами, тугим и расслабленным, который, кажется, вот-вот ниспадет вниз струящимися лентами.
Не менее оригинальны и кольца-банты на два пальца.
Все это делает коллекцию Dior à Versailles не уступающей в красоте и оригинальности самому Le Coffret De Victoire — собранию уникальных украшений, придуманных де Кастеллан для Dior. Они вполне могли бы быть частью этой шкатулки. И повезет тем, в чьих шкатулках эти новые раритеты окажутся.