Стиль
Впечатления Нефть против жемчуга: ювелирно-часовая выставка в Катаре
Стиль
Впечатления Нефть против жемчуга: ювелирно-часовая выставка в Катаре
Впечатления

Нефть против жемчуга: ювелирно-часовая выставка в Катаре

Нефть против жемчуга: ювелирно-часовая выставка в Катаре
В Дохе прошла 15-я выставка часов и ювелирных украшений (DJWE), объединившая под крышей Выставочного конференц-центра почти 500 брендов — как местных, так и международных. «РБК Стиль» оценил масштаб мероприятия.

Катар — типичное арабское государство в Персидском заливе, живущее добычей нефти и газа. До открытия этих природных месторождений, примерно до начала 1940-х годов, главным источником дохода страны была торговля натуральным жемчугом. Нефтедоллары явно расходуются с умом: страна с населением 2,7 млн человек, пятая часть которого проживает в столице — Дохе, считается одной из богатейших по ВВП на душу населения. Только пятая часть населения Катара является гражданами и пользуется всеми привилегиями, например не платит налоги. Абсолютная власть монарха (эмира) ограничена только рамками шариата. Ныне действующему эмиру по имени Тамима бин Хамад Аль Тани не исполнилось и 40 лет. Его профиль можно видеть всюду — на стенах небоскребов, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль дорог. Большинство небоскребов, особенно в престижных районах Дохи, выстроены за последние 10—15 лет, так что исторических достопримечательностей в этих краях не увидишь — страна живет здесь и сейчас, ничего не производит (вся еда импортируется из соседних Арабских Эмиратов или Саудовской Аравии), но остается крупным потребителем товаров роскоши.

Фото: пресс-служба DJWE

Прошедшая в Дохе 15-я выставка часов и ювелирных украшений (Doha Jewellery and Watches Exhibition) наглядно продемонстрировала невероятную мощь и масштаб ближневосточного рынка роскоши, в частности часов и украшений. Статусное мероприятие проходит под патронажем Его Превосходительства премьер-министра и министра внутренних дел шейха Абдуллы бин Нассера бин Халифы Аль Тани (Аль Тани – самая могущественная династия Катара). В пространстве выставочного центра площадью 25 тыс. кв. метров расположились более 490 брендов из десяти стран. В отличие от привычных нам трейд-шоу BaselWorld, женевского часового салона SIHH, ювелирной Vicenzaoro или американской ярмарки Las Vegas Couture, выставка в Дохе — исключительно клиентское мероприятие открытого формата, нацеленное на конечного покупателя.

Фото: пресс-служба DJWE

По длинным коридорам между павильонами, оформленными наподобие сказочных дворцов из «Тысячи и одной ночи», с искусной резьбой, не хуже чем в Альгамбре, фланируют мужчины в белоснежных идеально отутюженных одеждах дишдаша. Их сопровождают женщины в черных абайя с частично или полностью закрытыми лицами. У каждой — дорогая брендовая сумка, довольно яркий макияж и обилие ювелирных украшений. Даже если их не видно, можно не сомневаться: под одеждой они есть. Играет живая классическая музыка, угощают арабским чаем со специями и сухофруктами. Поразительно, в по-восточному роскошных интерьерах представлены все мыслимые производители часов и украшений: те, кто уже давно покинул Базель в пользу Женевы, те, кто навсегда перебрался под крыло европейских антикварных салонов, и те, кто отродясь не участвовал в коммерческих шоу, принимая клиентов у себя в ателье.

Фото: пресс-служба DJWE

Полтысячи брендов — из них примерно треть «местных» дизайнеров, из Катара, Ливана, Бахрейна, Омана и Иордании, — распределены по 20 компаниям-дистрибьюторам. Среди них выделяется The Big Five — пятерка крупнейших ритейлеров, стоявших у истоков ювелирно-часовой выставки в Дохе 15 лет назад.

Семья Альфардан — важнейший в арабском регионе торговый клан. Их современный бизнес начался в 1954 году с ювелирного магазина Alfardan Jewellery, открытого сыном торговца жемчугом. За полвека он превратился в империю роскоши Alfardan Group Holding, c собственными торговыми центрами, отелями и моллами. Компания представляет мировые бренды Chopard, Chaumet, Dior, Vacheron Constantin, Faberge, Stephen Webster, Robert Wan, а также является крупнейшим дилером натурального жемчуга и обладателем уникальной коллекции жемчужин из Персидского залива Tawach Gallery.

Фото: пресс-служба DJWE

Ali bin Ali — крупнейший дистрибьютор часов и украшений. У компании, появившейся в 1945 году, самое представительное портфолио. Семья управляет 38 бутиками, в том числе Cartier, Audemars Piguet, Montblanc, Panerai, Van Cleef & Arpels, Richard Mille, Vertu, а также мультибрендом Ali bin Ali Watches & Jewellery с огромным ассортиментом марок премиум-класса.

Фото: пресс-служба DJWE

Al Majed Jewellery — патриарх из «большой пятерки», отмечающий в этом году 75-летие. Семейный бизнес начался более 100 лет назад (сегодня его продолжает представитель третьего поколения) с торговли жемчугом. Список брендов включает самые престижные часовые марки: A.Lange & Sohne, F.P.Journe, Patek Philippe, Hublot, Jaeger-LeCoultre, Jacob & Co. (с этого года), а также бриллианты Mousaieff, Boghossian и жемчуг Autore.

Fifty One East обладает не самым объемным, но самым качественным, отборным портфолио. Его флагманы — Rolex (компания представляет бренд с 1951 года), Chanel (c 1956-го) и Boucheron (с 2011-го). На стенде найдутся любые «ролексы», а ассортимент «высоких» украшений Boucheron уступает разве что бутику на Вандомской площади, который сейчас, кстати, находится на реконструкции. Компания Fifty One East вышла на рынок в 1949 году, открыв первый и на долгие годы единственный департмент-стор в Дохе под названием Modern Home (в нем были установлены первые в Катаре кондиционеры).

Фото: пресс-служба Rolex

Группа Amiri Gems значительно моложе конкурентов, но имеет «аристократическое» происхождение: в 1994 году ее учредил Его Превосходительство шейх Наваф Бин Нассер Аль Тани. Компания ориентирована главным образом на ювелирные украшения с крупными драгоценными камнями из большой четверки и уникальные произведения ювелирного искусства. В списке марок — Adler, Chatila, Glenn Spiro.

Фото: пресс-служба DJWE

Что бренды роскоши знают о вкусах и предпочтениях своих ближневосточных клиентов? Все сходятся на том, что у покупателей из региона Middle East тонкий вкус и опытный глаз, они хорошо знают, чего хотят (а хотят они лучшее и эксклюзивное), ценят высокое качество работы и драгоценных камней. На Ближнем Востоке покупают значительно больше бриллиантов, чем в Европе (в качестве одной из причин называют криминогенную обстановку в Старом Свете).

Фото: пресс-служба DJWE

Арабские женщины носят украшения всегда, даже под черной одеждой, и предпочитают вещи разряда high jewellery. В их жизни случаются моменты и дружеские вечеринки, когда можно освободиться от темных покровов и похвастаться великолепными бриллиантами, рубинами и изумрудами. Graff выставляет свои крупнейшие цветные бриллианты: розовый изумрудной огранки 16,88 карата ($ 55 млн), желтый камень весом более 50 каратов и только что изготовленную брошь с розовым, голубым и двумя желтыми бриллиантами (более $ 25 млн).

Фото: пресс-служба Graff

Faberge, кроме фирменных подвесок в идее яиц с сюрпризом, представляет целую витрину цветных камней из шахт, принадлежащих Gemfields: сапфиры из Шри-Ланки, рубины Мозамбика, изумруды из Замбии, а также цветные бриллианты, в том числе невероятный красный камень стоимостью $ 13 млн. Даже заядлые урбанисты-минималисы Repossi везут в Катар вещи с рубинами и изумрудами.

Зная, что катарский рынок предпочитает сложную изысканную механику, часовщики отбирают соответствующий запросу ассортимент. В Officine Panerai, например, уверены, что любимое усложнение мужчин Ближнего Востока — минутный репетир. Часы Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon стали самым дорогим экспонатом часовой мануфактуры в Дохе (модель в розовом золоте стоит € 359 тыс., в красном – на € 5 тыс. дороже).

Часы Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon
Часы Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon

В Доху прибыл и новый «Астроном», дебютировавший в Женеве на SIHH, — клиентам предлагается разместить заказ на изготовление персональной модели, с индивидуальными геолокационными настройками (титановые L'Astronomo Luminor 1950 Tourbillon Moon Phases Equation of Time GMT обойдутся в € 199 тыс., драгоценные золотые и платиновые — в € 229 тыс.).

Марки стараются порадовать рынок Middle East лимитированными сериями и новинками, которые еще никто не видел. Chaumet привезла уникальный платиновый сет Joséphine Aigrette Imperiale — с рубинами оттенка голубиной крови — прямо из салона в особняке 12 на Вандомской площади, где прошел закрытый показ для прессы. В колье, диадеме, кольцах, серьгах использованы камни грушевидной огранки из Бирмы или Мозамбика весом 2—3 карата. Швейцарский бренд H.Moser (впервые приехал в Доху под крылом Fifty One East), славящийся оригинальными цветными циферблатами с дымчатым эффектом, представил модель в оттенках катарского флага. Десять экземпляров часов 29 Venturer Small Secons XL Concept Qatar, созданные специально для катарского рынка, разлетелись в первые пару дней.

Знаковые часы Chopard Happy Sport и украшения Happy Diamonds участвуют в благотворительности, помогая национальному детскому образовательному фонду Educate a Child, основанному Ее Превосходительством шейхой Моза бинт Нассер. В специальной серии, доступной исключительно катарским покупателям, вместе со «счастливыми» бриллиантами Chopard между сапфировыми стеклами перемещается стилизованная фигурка ребенка. Все предметы выпущены ювелирно-часовым домом вместе с компанией Alfardan.

От ювелирного Дома Boucheron в Доху приехали почти в полном составе экспонаты выставки Vendorama, едва успевшей завершиться в парижском монетном дворе. Здесь и кольцо с 35-каратным желтым бериллом, и сет Lierre de Paris из бусин черной шпинели и бриллиантов, и совсем новые кольцо, серьги и подвеска Plume de Paon с легкими бриллиантовыми перьями.

Дом Garrard выбрал Доху для мировой премьеры коллекции Farnfare — легкой, изящной и очень праздничной. В подвесках, кольцах, серьгах-шандельерах угадывается мотив веера, драпировки занавеса, светильников с хрустальными подвесками. С 1735 года ювелиры Garrard пользовались поддержкой и покровительством принца Уэльского Фредерика, завзятого театрала, поэтому нынешнюю коллекцию Сара Прентис посвятила богатому убранству королевских театров Лондона, не забыв при этом знаковые элементы тиары Марии Текской Girls of Great Britain and Ireland. Цены начинаются от $ 10 тыс. за бриллиантовую подвеску-веер с перламутром.

Бренд Van Cleef & Arpels представил внушительную подборку уникальных драгоценностей high jewellery из разных коллекций. Среди них — колье Jeanne-Antoinette из серии Les Audacieuses, вдохновленное сотуарами 1920-х, великолепное ожерелье с 75-каратным кабошоном бирюзы из коллекции Seven Seas, исторический сотуар 1953 года с парой натуральных серых жемчужин, брошь с антилопами Oryx из собрания «Ноев Ковчег» — кстати, это символическое для Катара животное фигурирует на эмблеме местных авиалиний. Заглавным предметом экспозиции стал драгоценный трансформер Fawsia (более $ 5 млн), который легко превращается из колье в тиару и наоборот. Вещь представляет собой реплику платиновой тиары 1939 года, созданной к свадьбе египетской принцессы Фавзии. Кроме украшений, в Катар привезли несколько экземпляров ювелирных часов, незадолго до этого представленных на салоне SIHH в Женеве: цветочные часы-браслет Paquerette и модели из серии Extraordinary Dials с «высокохудожественными» циферблатами.

Фото: пресс-служба Van Cleef & Arpels

Компания Mikimoto привезла в Катар великолепные украшения из юбилейного собрания в честь 125-летия дома — главные торжества отгремели 25 января в Японии. А император темных таитянских жемчужин Роберт Ван показал первую коллекцию из местного, катарского жемчуга, который выращивают на ферме в часе езды от Дохи. В отличие от жемчуга Южных морей, катарские жемчужины более мелкие (средний диаметр — 5—6 мм), желтоватого или розоватого оттенка, с тонким слоем перламутра, сравнимым с японскими жемчужинами акойя.

Фото: пресс-служба Mikimoto

Старейшая мануфактура Vacheron Constantin, помимо базовых коллекций Patrimony и Traditionnelle, также представляет в Дохе свои женевские новинки. В частности, Overseas Dual Time — популярную модель для путешествий, с удобными сменными ремешками, которые можно быстро переставить самостоятельно. Специально для рынка Middle East выпущена особая версия часов-«космополитов» — в розовом золоте, с циферблатом приятного коричневого оттенка (краска наносится вручную в несколько слоев). У «ближневосточных» Overseas — предлагаются трехстрелочник с бриллиантами и хронограф — браслет из розового золота меняется на кожаный или каучуковый.

Фото: пресс-служба Vacheron Constantin

Выставка в Дохе прекрасна тем, что, кроме хорошо известных международных брендов, здесь можно увидеть драгоценные артефакты местных мастеров: многорядные ожерелья, богато декорированные вазы, инкрустированные ножны клинков, достойные украсить грудь и дворец самого эмира. Особого внимания заслуживают молодые катарские ювелиры (Young Catari Designers) — шесть компаний получили возможность продемонстрировать свое творчество рядом с прославленными мэтрами мировой индустрии в самом центре выставочного комплекса. Каждый из шести дизайнеров (все — молодые девушки) получил финансовую поддержку от государства на развитие своего дела. Некоторые из них учились в Европе, а кто-то уже имеет продажи в мультибрендовых бутиках. На мой вопрос, с кем бы из «Большой пятерки» дистрибьюторов они хотели бы связать свой бизнес, девушки ответили, что для них это «слишком политический вопрос».

Помимо основной коллекции, каждая подготовила эксклюзивный лот для аукциона, который Albahie Auction House устроил в один из дней выставки. На торги были выставлены тиара с рубинами и бриллиантами (AlGhla Jewellery), оригинальные серьги с бирюзой, вставленной внутрь таитянских жемчужин (Hairaat), авангардное незамкнутое колье с жемчужным кластером на конце (Ghada Al Buainain). Лотом-«победителем», принесшим в общую копилку максимальную сумму ($ 110 тыс.), стал браслет Nouf Al Meer с искусным паве из 11,8 карата рубинов и 2 каратов бесцветных бриллиантов, в точности повторяющим расцветку катарского флага. Собранные в общей сложности более $ 500 тыс. будут перечислены в фонд Education Above All.

В один из дней выставку посетил эмир. В окружении белоснежной свиты он прошел по главным павильонам (фотографировать его разрешалось только аккредитованным журналистам), а в это время одна из его супруг подробно знакомилась с работами молодых катарских ювелиров, примеряя украшения перед зеркалом. И этот факт дает большую уверенность в будущем не только начинающим предпринимателям, но и всему рынку роскоши, именуемому Middle East.