Шампанское и хакатон: из чего состоит правильная арт-ярмарка
Стенд Galerie Michael Schultz на viennacontemporary 2017
Расписание любителей современного искусства становится все плотнее. Музей «Гараж» уже обосновался в графике международных коллекционеров и журналистов, пишущих об искусстве. В Москву в конце сентября все приехали ради выставки «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками. С 11 октября в Fondation Louis Vuitton показывают коллекцию нью-йоркского MоMA, такое тоже лучше не пропускать. А перед Парижем необходимо заехать на Frieze в Лондон (с 5 по 8 октября), попасть на аукционную неделю современного искусства.
Практически в каждом городе уже есть своя биеннале или ярмарка, поэтому выделиться и привлечь к себе внимание становится все сложнее. На примере viennacontemporary мы решили разобраться, как привлечь к себе правильную публику, галеристов и покупателей.
Расписание
Одна из самых важных задач, которые необходимо решить, — это выбор правильной даты. Например, лондонская Frieze и парижская FIAC, которые раньше шли в октябре прямо друг за другом, подвинулись в календаре, чтобы дать галеристам передышку. В этом году у них будет десять дней между ярмарками, чтобы успеть организовать свой стенд в Гран Пале после Риджентс-парка.
Viennacontemporary проходит во второй половине сентября в венском Marx Halle. В этом году официальные даты — с 21 по 24 сентября. Необходимо придерживаться выбранного временного промежутка, чтобы все заранее понимали, когда должны оказаться у вас. У владельца ярмарки Дмитрия Аксенова и арт-директора Кристины Штейнбрехер-Пфандт получилось выбрать правильные даты, когда после лета сезон только начинается, и после Cosmoscow коллекционеры отправляются к ним.
Параллельные программы
У каждой приличной ярмарки есть «спутники», которые идут в то же время. Страшно представить, сколько маленьких ярмарок проходит одновременно с Art Basel в Базеле или Майами. Есть даже небольшие книжные смотры. Все потому, что в эти даты в город приезжают коллекционеры, которые готовы покупать и открывать для себя что-то новое. А значит, есть шанс, что они зайдут не только на главную ярмарку и приобретут что-то там.
В Вене в этом году прошла пятая ярмарка Parallel Vienna. Здесь на открытии можно встретить много студентов, молодых художников, увидеть набирающие силу галереи, открыть для себя новые имена. Обычно такие ярмарки проходят в очень необычных местах. Parallel Vienna, например, обосновалась в старом здании университета Зигмунда Фрейда. А популярная и сильная ярмарка LISTE в Базеле проходит в здании бывшей пивоварни, где очень легко заблудиться в коридорах и этажах.
Музеи и галереи стараются тоже делать свои открытия во время ярмарки. Galerie Lisa Kandlhofer, основанная молодой венской галеристкой, устраивает ужин с международными гостями, а Музей Леопольда ломится от гостей на открытии выставки Антона Колига. Все это свидетельствует о том, что город и культурные институции считают viennacontemporary важным событием и ориентируются на их даты.
Галереи-участники
Но главное для ярмарки — ее наполнение. Какие бы события вокруг ты не устраивал, люди приезжают ради того, что могут увидеть или приобрести на самой ярмарке. У viennacontemporary в этом плане безупречная идея — они много внимания уделяют восточноевропейскому искусству. Здесь можно увидеть галереи из стран этого региона, которые также участвуют в Art Basel или Frieze, но теряются рядом с Gagosian и White Cube. И мы говорим не о качестве искусства, а именно о силе бренда. В Вене коллекционеры могут внимательно рассмотреть художников у этих восточноевропейских галеристов, опять же открывая для себя новые имена. Но без звезд арт-мира, конечно, тоже сложно привлечь обширное внимание. В этом году в ярмарке участвовала галерея Thaddaeus Ropac. Берлинская галерея Michael Schultz привезла миллионные работы Герхарда Рихтера. Галерея из Дании Mikael Andersen приняла участие в ярмарке в первый раз, ориентируясь на исключительно положительные отзывы. И сразу же привезла работы немецкого художника Гюнтера Форга. И конечно же, на viennacontemporary стоит идти ради главных венских галерей, таких как Galerie Ernst Hilger.
Стенд Gallery H.A.N. (Сеул)
Стенд Galerie Michael Schultz (Берлин)
Стенд Geukens & De Vil (Антверпен)
Стенд Galerie Hubert Winter (Вена)
Стенд Christine König Galerie (Вена)
Стенд Raum mit Licht (Вена)
Стенд Charim Galerie (Вена)
Zeller van Almsick gallery
PIFO gallery
Galerie Ernst Hilger
Стенд Galerie Thaddaeus Ropac (Лондон, Париж, Зальцбург)
Стенд Galerie Krinzinger (Вена)
Стенд Galerie Martin Janda (Вена)
VAN HORN gallery
ZAK I BRANICA
Galerie Elisabeth & Klaus Thoman
Стенд Gallery Taik Persons (Берлин)
Стенд Rod Barton (Лондон)
Новшества
Гости различных ярмарок и биеннале, скорее всего, успели много повидать и испытать, особенно в области современного искусства. Удивить их сложно, но здесь ярмарка viennacontemporary сделала необычный ход и организовала Cult Tech хакатон.
Хакатон (Hackathon — от Hacking и Marathon) — встреча IT-команд, в течение которой они за 48 часов должны предложить решение проблем, поставленных заказчиками. Заказчиками VC-хакатона стали крупнейшие культурные институции Вены: Венская Опера, Kunsthistorisches Museum, Wiener Festwochen и сама viennacontemporary. В качестве заказчиков-наблюдателей участвовали Третьяковская галерея и Зальцбургский фестиваль. А гости ярмарки могли наблюдать за презентацией предложенных проектов. Кто знает, может быть, это событие объединит культурных гигантов Вены и молодые IT-дарования, и мы окажемся в новой цифровой эпохе культуры.
Вечеринки, вечеринки и еще раз вечеринки
Расписание коллекционеров плотно забито не только музеями и выставками, но и завтраками с шампанским, посещениями частных коллекций, ужинами галерей и аукционных домов и разнообразными вечеринками. В дни ярмарки Art Basel в Базеле аукционный дом Phillips даже придумал новый формат — Drinks Before Dinner. Когда у тебя в день по три ужина и везде надо успеть, забежать на мероприятие только на коктейль, увидеться с другими коллекционерами и побежать дальше — идеальный вариант. Во время ярмарки viennacontemporary галеристы устраивают свои ужины, ярмарка делает официальные вечеринки открытия и закрытия, да и шампанское в Collector’s Lounge никто не отменял. Вечеринку открытия провели в новом модном баре Krypt. А в последние дни коктейль в честь ярмарки состоялся в отеле Intercontinental — было весьма пьяно и действительно весело. Но все-таки, как спокойный и культурный город, Вена пока оставляет место для дополнительных мероприятий и ужинов.