Архитектор Шон Килла: «Никто из нас не знает, каким будет будущее»

Шон Килла давно зарекомендовал себя как архитектор, который не боится радикальных инноваций. Музей будущего в Дубае вошел во все архитектурные рейтинги как самое сложное с точки зрения инженерии и конструкций здание современности. Здание стало громким заявлением Арабских Эмиратов, постулирующим, что страна не только бизнес- и туристическая Мекка, но и серьезный центр инноваций, одна из значимых точек роста для всего мира. Этот проект окончательно закрепил за Шоном Киллой статус архитектора, которого не пугают конструктивные сложности и который ищет новые пути развития архитектуры. Причем не только с визуальной точки зрения, нащупывая новые футуристичные формы и образы, но и в первую очередь с позиции инновационных конструкций и материалов.
Еще в 2008 году для Всемирного торгового центра Бахрейна (BWTC) Килла предложил крайне амбициозную идею — встроить ветровую турбину прямо в высотное здание. В итоге вместе со специалистами по аэродинамическим трубам и мостам он спроектировал здание, которое выглядит как два высотных крыла с тремя 30-метровыми ветряными турбинами, подвешенными между ними. Постройка не просто так имеет столь сложную форму: по сути, она улавливает ветер и «отправляет» его на турбины, которые вырабатывают до 15% электроэнергии здания.
В 2015 году Килла основал собственную архитектурную студию Killa Design с целью создавать футуристические здания, сочетающие инженерные инновации и технологии.

С тех пор у Шона Киллы было много проектов с эпитетами «инновационный», «невиданный», «уникальный» и непременно «экологичный». В частности, компания Killa Design спроектировала «Офис будущего» (Дубай) — первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере. Фирма разработала и реализует сразу несколько роскошных курортов с нулевым потреблением энергии, спроектировала футуристический зеркальный отель Leyja в Саудовской Аравии; а в самом ближайшем будущем открывается уже полностью завершенный новый дубайский отель Jumeirah Marsa Al Arab.
Вы родились в ЮАР, что вас сподвигло переехать в Арабские Эмираты?
Я приехал сюда почти случайно. Сперва хотел переехать в Британию, но друг пригласил попробовать себя на новом месте в Дубае и, как видите, я остался. И остался надолго, потому что здесь огромные возможности для архитектора. Я живу в Дубае 25 лет, и за это время город изменился до неузнаваемости: здесь все время что-то происходит, ты действительно чувствуешь движение жизни, изменения в мире. Дубай делается все более значимым и привлекательным местом.
За это время город преобразился не только внешне: власти страны умело и, как мне кажется, очень дальновидно его меняют. Мы можем проследить, как это символически отражается в его архитектуре. Сперва Дубай развивался как современный люксовый курорт: огромное количество солнечных дней делает это место притягательным для отдыха. Позже Дубай стал позиционировать себя как серьезный бизнес- и экономический центр, куда люди приезжают жить и зарабатывать; символом этой новой эпохи стал самый высокий в мире небоскреб «Бурдж-Халифа». Сегодня же Дубай продвигает себя как центр серьезных инноваций. Здесь есть Фонд будущего, который помогает обмену идеями, а недавно построенный Музей будущего стал одним из воплощений нового образа, который Дубай демонстрирует миру.
Расскажите про «Музей будущего», все-таки на сегодня это самый заметный ваш проект. Как вы получили заказ?
Был большой международный конкурс, в котором участвовали 20 серьезных компаний. Мы тоже предложили концепцию, и наш проект победил.
Мы довольно смело подошли к решению задачи музея — наверное, это и стало причиной того, что выбор пал на нас.
Прежде всего я предложил перенести музей из того места, где его предполагалось построить — позади Emirates Towers, на место сравнительно небольшой парковки, но перед башнями — там, где располагается выход из метро, рядом с дорогой. Это позволило встроить музей в транспортную систему, в него легко попасть. Кроме того, его видно с дороги и это сразу делает здание заметным, запоминающимся символом Дубая, который видят все на въезде в город. И хотя участок был невелик и сложен (там шла линия метро), это ограничение послужило своего рода источником вдохновения для необычной формы постройки. Здание выросло вверх, хотя музеи обычно проектируют малоэтажными.

Здание расположено на высоком зеленом холме — он был нужен, чтобы поднять музей над уровнем линии метро. Получился красивый зеленый сад, где высажено 100 видов растений. Он символизирует собой Землю, а само здание — человечество.
Мне нужно было найти форму, которая воплотит сам посыл музея. Так появился объем с пустотой в центре. Эта пустота и есть символ будущего. Потому что никто из нас не знает, каким оно будет. Но есть люди, которые очень хотят заглянуть в него: они изобретают новое, раздвигают границы, и сложная форма музея эту идею отражает. Здание покрывает каллиграфическая вязь — это отсылка к традиции региона и размышления о том, что нас ждет. Я попросил его высочество шейха Мухаммеда поделиться своим видением будущего. Его цитаты я и использовал в каллиграфии.
Кроме того, здание совершенно инновационное по своей структуре: в нем нет привычных опор. По сути, это сеть из 2400 стальных труб, которые пересекаются по диагонали в его внешнем каркасе.
Раз мы заговорили про инновации, расскажите, как вам удается все время задействовать в проектах самые новые решения? Это ведь довольно большая работа — отслеживать, что меняется в мире технологий, какие новые материалы и решения появляются.
Здесь как раз все очень просто. На первом месте — личная заинтересованность, любопытство до всего нового. Мне просто по-человечески все это интересно и близко. Если мне попадается информация о чем-то, чего раньше не существовало, я стараюсь узнать как можно больше: потом все пригождается. Не то чтобы у нас в компании есть отдел инноваций, который за всем следит. Все складывается само: приходят решения, когда ты следишь за тем, как меняется мир, твоя профессия, и не отстаешь.

Знаете, я даже когда учился в школе был одинаково хорош и в искусстве, и в математике. Это моя особенность мышления: я могу придумывать новые формы и образы, но каждый раз, когда сочиняю проект, уже понимаю, как он будет устроен с инженерной точки зрения. Это, кстати, редкое сочетание для архитектора. Поэтому, когда я рисую необычное здание, у меня уже крутится в голове, как я буду это реализовывать с точки зрения инноваций и экологической устойчивости. Эту сферу я тоже люблю и активно задействую в проектах: мы много используем и возобновляемые источники энергии, источники охлаждения.
Я люблю, когда сталкиваешься с новым, становишься первопроходцем. Мы первыми поставили ветровые турбины на офисные башни в Бахрейне. Нас называли безумцами, а мы собрали команду и нашли решение. Или мы сделали девять вилл в Jumeirah Marsa Al Arab — это были первые виллы, которые построены в виде консоли над каменной насыпью. Выглядит красиво, но никто не отваживался на подобное решение: дело в том, что при сильных штормах консоль может качнуться, но я был уверен в проекте. Мне понятна его инженерия, я сам проектировал эти насыпи и знал, что делаю.
На сайте Killa Design подчеркнуто, что компания создает архитектуру «инновационную, устойчивую и контекстуальную». Про инновации мы уже поговорили, а что значит в вашем представлении контекст? По-настоящему современные здания часто выглядят оторванными от него, словно могут легко находиться в любом из крупных городов.
Мы используем понятие контекста максимально широко. С одной стороны, здание должно быть хорошо вписано в свое окружение — буквально быть уместно на той улице, где оно расположено, решать какие-то задачи локации, соотноситься с окружающими постройками.
Как я уже упоминал, на форму и концепцию Музея будущего глубокое влияние оказал контекст места, где я предложил его разместить. С другой стороны, существует культурный контекст. Здесь мы черпаем вдохновение в регионе и в самих заказчиках, для которых создается проект. Так, в отеле Namaste W Hotel в Мумбаи само здание напоминает две руки, сложенные в жесте Namaste, что означает добро пожаловать. Оболочка здания покрыта декоративными орнаментами, вдохновленными узорами из хны, которыми в Индии украшают руки для разных торжеств, например для свадеб. А в отеле Shebara Resort, который мы строим сейчас в Саудовской Аравии на Красном море, виллы, стоящие на воде, устроены как нить жемчуга и органично вписываются в окружающую среду.
Обращение к контексту не всегда такое буквальное, но оно необходимо, так как привязывает постройку к тому месту, для которого она создавалась, делает ее уместной, а значит и более любимой местными жителями.

Расскажите про ваши новые проекты?
Совсем скоро открывается отель Jumeirah Marsa Al Arab. Он стал современным продолжением знакового для Дубая ландшафта, где расположены Jumeirah Burj Al Arab, похожий на парус, и Jumeirah Beach Hotel, напоминающий волну.
Поскольку Burj Al Arab уже икона архитектуры Дубая, важно было не затмить его, а напротив, обрамить и подчеркнуть. Так появился образ здания, которое состоит из двух частей. Дело в том, что в этом месте находится популярный городской пляж, куда часто приезжают туристы: нам нельзя было закрыть знаменитый вид на отель-парус. Мы потратили огромное количество времени, делая фотографии с разных ракурсов и позиций GPS, чтобы убедиться, что дадим гостям увидеть Burj Al Arab.
Здания футуристичны по своему облику и при этом довольно нейтральны: как хорошая яхта, они вне времени. И они действительно похожи на силуэты кораблей, суперъяхт, выходящих в море.
Внизу одного из двух зданий сделана огромная арка, высотой 36 м, служащая местом высадки гостей. Она добавляет проекту легкость и динамичность. Последние технологии позволили нам добавить двойные криволинейные поверхности, которые придают зданию мягкие, обтекаемые формы, создавая иллюзию движения. Это действительно современная архитектура: Burj Al Arab проектировался 25 лет назад, в то время мы не умели ни рассчитывать, ни производить подобные поверхности.
В проекте много экологичных решений: сплошные балконы служат естественному затенению стеклянного фасада, снижая тепловую нагрузку и потребность в охлаждении до 40%. Кроме того, на курорте использованы системы рекуперации (возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе) с низким потреблением энергии.



И последний вопрос: вы любите все новое и технологичное. Вы используете ИИ в работе? Не боитесь, что в какой-то момент искусственный интеллект вытеснит профессию архитектора?
Думаю, мы научились использовать его в своих интересах. Например, когда начинаешь новый проект и общаешься с клиентом, Midjourney помогает заказчику лучше сформулировать идеи, а нам их понять. Обычно архитекторы делают эскизы, подбирают референсы, чтобы определить, в каком направлении развивать мысль. С помощью ИИ это стало удобнее.
Но я уверен, что ИИ не заменит архитектора. Дело в том, что архитектура не управляется числами, она абсолютно субъективна. Если инженер-строитель говорит, что балка должна быть 850 мм, это объективные расчеты, в которых тот же клиент не может сомневаться. Но когда ты показываешь комнату, здание, какие-то формы и силуэты, начинаются эмоции, чувства. И тут нужно быть человеком, чтобы понять, что на самом деле важно. Архитектура — она про стремления, про желания, про мечты, которые надо понять и воплотить. Архитектор во многом психолог. Какой же ИИ это заменит?