Стиль
Впечатления Как это было: ювелирные торги Christie’s и их главная сенсация
Стиль
Впечатления Как это было: ювелирные торги Christie’s и их главная сенсация
Впечатления

Как это было: ювелирные торги Christie’s и их главная сенсация

Фото: пресс-служба Christie’s
14 ноября. Женева. Сегодня здесь произойдет то, что определенно станет событием. Нет, не так: Событием. И без всяких преувеличений.

О нем уже говорят все. Газеты и журналы помещают на обложку и первые полосы, телеканалы показывают в новостях прайм-тайма. И сегодня вечером он докажет, стоил ли он всех хвалебных рецензий и восторженных отзывов. Сегодня его продадут. Или не продадут. Продадут, поставив рекорд, или расстанутся за относительно скромную для него сумму в нижней границе эстимейта. У него даже пока нет имени — право назвать его достанется будущему владельцу. Но и без имени мы знаем о нем довольно много. Он — главная звезда колье The Art of de Grisogono, Creation I с бриллиантами и изумрудами, которое уйдет с молотка сегодня вечером на аукционе Christie’s Magnificent Jewels.

Колье The Art of de Grisogono, Creation I
Колье The Art of de Grisogono, Creation I

«Королева в кутюрном платье», — говорит о главном бриллианте и украшении с ним глава de Grisogono Фаваз Груози. Он прекрасно помнит, как впервые увидел его. «Торгующая алмазами и работающая напрямую с месторождениями дубайская Nemesis International, — продолжает Груози, — наша сестринская компания, я всегда в курсе их дел, и лучшие камни попадают ко мне. Поэтому и о том, что у них появился обнаруженный 4 февраля 2016 года на месторождении Луло в Анголе алмаз весом 404,20 карата (27-й из самых крупных бесцветных бриллиантов, добытых когда-либо, и крупнейший обнаруженный на месторождениях Анголы. — «РБК Стиль»), я узнал в числе первых. Когда его после месяцев анализа огранили в Нью-Йорке в безупречный бриллиант (чистота FL — Flawless. — «РБК Стиль») высшей категории цвета D и весом 163,41 карата (самый крупный бриллиант с такими характеристиками из когда-либо выставлявшихся на аукционах. — «РБК Стиль»), я понял, что никогда не видел ничего столь же красивого». А Фаваз в бизнесе давно: даже основанной им de Grisogono в следующем году исполнится 25 лет. Ничего столь же красивого будто бы не видел и вице-президент GIA (Геммологического института Америки, самой авторитетной институции по оценке ограненных алмазов в мире) Том Мозес. «Я принес бриллиант в GIA, — продолжает рассказывать мне Фаваз, — и его унесли часа на два. Я сидел и думал: что, мне подсунули подделку? Что они там так долго делают? Потом Том вышел и сказал, что ничего подобного не видел. Что цвет просто невероятный. Конечно, по их классификации — это D, потому что выше в шкале GIA (от D до Z. — «РБК Стиль») не бывает, но он, будь его воля, дал бы и C».

Алмаз The 4 de Fevereiro
Алмаз The 4 de Fevereiro

Дальше дело осталось «за малым» — создать украшение с этим камнем. Большинство ювелиров предпочли бы обезопасить себя и сделать что-то простое, универсальное, понятное всем. Но не Фаваз. Он нарисовал пять десятков эскизов и, как говорит, «никогда так не нервничал», делая выбор в пользу одного из них. Невыбранные эскизы, кстати, тоже не пропадут: многие станут основой для украшений с другими камнями, в том числе и ограненными из того же алмаза бриллиантами (а среди них, например, три двадцатикаратника с теми же безупречными характеристиками), но «королеве» создали одно «кутюрное платье» — асимметричное колье с бесцветными бриллиантами и изумрудами. Любопытно, что камни подбирали из разных лотов, какие-то даже были в коллекции de Grisogono до обнаружения в Анголе получившего имя The 4 de Fevereiro алмаза, но их переограняли специально под колье. 14 мастеров, 1,7 тыс. часов работы — и колье The Art of de Grisogono готово. А с ним и сменный наряд «в стиле кэжуал» — браслет с галюша, в который можно переставить бриллиант, вынув из колье.

Самый крупный ограненный бриллиант из алмаза The 4 de Fevereiro
Самый крупный ограненный бриллиант из алмаза The 4 de Fevereiro

14-го Фаваз нервничает больше, чем когда выбирал дизайн. «Я выпью водки, я точно выпью водки перед тем, как его начнут продавать», — говорит он мне. Все равно заставляю делать ставки. «Думаю, будут биться, хотелось бы, чтобы приблизились к 30 млн», — предполагает он.

«Сейчас рекорд как самый крупный проданный с аукциона среди бриллиантов с аналогичными характеристиками держит не закрепленный в украшение овальный бриллиант в 118,28 карата, проданный в 2013-м на Sotheby’s в Гонконге по цене $30,8 млн», — рассказывает мне глава ювелирного направления Christie’s Рауль Кадакия. Ему очень хочется побить тот рекорд. Так, как хотелось представителям Rolex побить на недавнем аукционе своего вечного конкурента Patek Philippe. Christie’s хочет обойти Sotheby’s.

Спрашиваю почему, и в том числе в совсем недавнее время, исключительные камни не продавались или продавались недостаточно хорошо. «Причины могут быть разными, — говорит Кадакия, — завышенный эстимейт, неверно выбранное время, неверно выбранные торги. Надо ставить разумную цену. Мы начнем с 20 млн швейцарских франков. Для меня «Искусство де Гризогоно» (The Art of de Grisogono) — это прежде всего Фаваз Груози, его личность, его харизма, его творческий гений, это дорогого стоит». Он предвидит схватку за The Art of de Grisogono.

Отель Four Seasons, аукцион Christie’s Magnificent Jewels достигает кульминации. «И теперь, — Кадакия делает паузу, — лот 505, Creation I от de Grisogono. Самый крупный бриллиант цвета D чистоты FL из когда-либо выставлявшихся на торги. 20 млн швейцарских франков». 21 млн — кто-то через пару секунд поднимает руку в комнате. 22. 23. 23,5 млн. Ставки растут. Борются представители покупателей в зале и клиенты по телефону. Телефон, как это часто бывает с подобными исключительными лотами, побеждает. 29,5 млн швейцарских франков ($29 541 300) с молотка. Или — 33,5 млн франков ($33,9 млн) с учетом премии аукционного дома. Покупатель анонимный, как водится, клиент гонконгского офиса Christie’s. Именно он получит право назвать другого анонима — безымянный пока бриллиант. Он же стал соавтором рекорда продажи самого крупного бриллианта чистой воды на аукционе. Бриллиант же, пусть и в колье, ушел дороже, чем овальный четыре года назад. Да, он не поставил рекорд цены за карат. Но нельзя же складывать все рекорды в одну корзину. The Art of de Grisogono показал себя более чем достойно. Фаваз доволен и сразу после аукциона приглашает гостей на вечеринку. Ведь одно из главных искусств де Гризогоно — умение создавать праздник.