«Умная» корзина и ИИ: эксперты назвали тренды отечественного ecom

«Неделя российского ретейла» завершилась 5 июня — в ней приняли участие больше 8 тыс. представителей индустрии, в рамках публичной программы прошло больше сотни мероприятий. 4 июня состоялась дискуссия, посвященная электронной коммерции, на которой своим опытом поделились представители российских и международных компаний.
Сегодня искусственный интеллект — важнейшая часть онлайн-торговли. Он упрощает большинство бизнес-процессов: от создания контента до продумывания логистики и решения рабочих вопросов. Именно поэтому ИИ в ecom стал одной из центральных тем для обсуждения. Сергей Гречин, генеральный директор «AliExpress СНГ», рассказал о новом подходе к рекламе, который повышает кликабельность вдвое: 20% баннеров уже создаются автоматически, после этого проверяется их эффективность, и только потом они запускаются на сайтах.
По словам Сергея Гречина, бизнес-модель «тест до производства» (сначала на небольшой партии проверяется спрос на товар, и только при успехе объем увеличивается), с которой уже работают китайские сервисы Temu и SHEIN, в России «пока только осваивается, но уже практикуется в рамках AliExpress и ряда нишевых проектов». «Эти модели позволяют снизить риск отсутствия продаж и исключить большие скидки, закладываемые в маржу классических fashion-ретейлеров», — говорит он.
Сейчас ИИ-технологии детальнее адаптируются под предпочтения пользователей, делая взаимодействие с сервисом удобнее. К примеру, скоро вместо обычного поиска можно будет написать в чат или записать голосовое сообщение и получить ответ от ИИ в виде подборки подходящих товаров. Об успехе таких форматов говорит CEO «Купер» Анастасия Кудрявцева: «В настоящее время мы создаем «умные» корзины, которые автоматически собираются на основе прошлых покупок пользователей и текущего контекста, например погоды, пробок, наличия других доставок в район. Первые тесты показывают прирост заказов до 10–15% по сравнению с обычными покупками на сервисе».
Эти изменения отражают тренд на развитие social e-commerce — продажу через соцсети. В Китае на нее, например, приходится до 20% онлайн-рынка. В России, говорит Анастасия Кудрявцева, такой вид торговли тоже перспективен: «Опыт Китая доказывает, что объединение социальных сетей с ecom-сервисами расширяет возможности пользователей, и они активно вовлекаются в такие форматы. Российская ecom-индустрия также постепенно развивает social e-commerce, например, в UGC-контенте. В долгосрочной перспективе инструмент займет одно из ключевых мест на рынке, но для этого предстоит развивать отечественную инфраструктуру».
Партнер агентства маркетинговых исследований Data Insight Федор Вирин рассказал, что в России появляется новый тип покупателей — так называемый средний минус класс. Это молодые люди из регионов, готовые приобрести желаемую вещь даже при недостатке финансов (часто они покупают в рассрочку). Это осложняет систему ретейла: если кредитная ставка снизится, прибыль станет меньше, а расходы вырастут.
В заключение эксперты отметили, что все больше россиян покупают товары, совмещая выбор в онлайне и получение в офлайн-формате, и в конечном счете именно они приносят большую часть прибыли продавцу.