Стиль
Герои Креативный продюсер агентства Mosaic — о рилсах, фэнтези и учебе
Стиль
Герои Креативный продюсер агентства Mosaic — о рилсах, фэнтези и учебе
Герои

Креативный продюсер агентства Mosaic — о рилсах, фэнтези и учебе

Фото: пресс-служба
Анастасия Балайкина, креативный продюсер рекламного агентства Mosaic, — о том, почему растет рынок видеорекламы и как начать работу в этой сфере

Анастасия Балайкина создала и спродюсировала больше 350 видео для таких компаний, как Сбербанк, МТС, Pepsico, СБП, MasterCard, сотрудничала с Оxxxymiron и Филиппом Киркоровым, Ильей Найшуллером и Климом Шипенко. Не остались в стороне и издательские дома: «Афиша», «Ашет Филипаки Шкулев», медиагруппа «Живи» и РБК. Кроме того, она преподает в Академии коммуникаций Wordshop. В ее копилке премии Effie, Epica, Silver Mercury, Tagline, Big fish и Red Apple. Мы поговорили о том, как сегодня развивается сфера видеоконтента.

Фото: пресс-служба

Все, что связано с видео, сегодня очень популярно. Расскажите о самых востребованных форматах.

Мы живем в эпоху исторического максимума затрат на рекламу, и, конечно, видео стало одним из самых востребованных решений, так как позволяет создать сильную эмоциональную связь. Блогосфера заимствует все больше киноприемов, становится еще более качественной сценарно, драматургически, обогащается визуальными решениями. От количества видеоинформации у пользователя начинает развиваться контентная слепота, поэтому идет постоянная борьба за внимание.

Формат рекламных видео становится все более креативным. Плоские «майонезные» ролики уже не цепляют, к рекламе подходят как к хорошему кино. Усложняются приемы — например, используются необычные ракурсы и переходы между сценами, полеты, перевороты, сложная игровая графика. Если раньше это все было «вау» и снималось довольно редко, то сейчас каждый третий ролик выходит в таком формате.

Бренды стали много работать над эмпатией, в рекламные видео вкладывается драматургия, которая цепляет нас в кино и сериалах, чтобы достучаться до потребителя, потому что люди все равно выбирают сердцем.

Вертикальные короткие видео — это очень интересный формат. Его ждет большое будущее. Сейчас много инструментов для того, чтобы снимать просто на телефон, там же монтировать и корректировать, используя цветокоррекцию. Пионеры этого формата уже начали открывать свои школы. Появилась конкуренция, что ведет к усложнению продукта. Графика и нейросети способствуют сокращению стоимости и временных затрат. Это приведет к массовости форматов AR/VR, особенно если появятся более дешевые по стоимости аналоги VR-очков.

Фото: пресс-служба

Что нужно в первую очередь знать тем, кто хочет начать работать в видеопроизводстве, снимать рекламу или кино?

Нужно знать, какое место ты хочешь в нем занимать. В этой сфере задействовано огромное количество специалистов. Это режиссеры, операторы, осветители, художники по костюму и гриму, художники-постановщики, реквизиторы, графики, креативные продюсеры (шоураннеры), сценаристы, административная группа, постановщики, продюсеры.

Чтобы понять, чего ты хочешь, я бы посоветовала убрать страх, прислушаться к себе, трезво оценить свои возможности и свой характер. Например, если ты четкий, структурный и не очень креативный, но прекрасно умеешь ладить с людьми и собирать вкруг себя команду, то скорее ты больше продюсер, чем, например, оператор или художник-постановщик. Также надо оценить силу своего желания, потому что упорство творит даже больше чудес, чем талант.

Дальше надо либо входить в индустрию с младших позиций либо через учебу, последнее, на мой взгляд, лучший способ.

Какие новые видеоформаты сегодня актуальны?

Если рассматривать рекламные видео, то сейчас большой запрос на эмпатичные ролики, трогательные истории, которые не просто покажут продукт, а тронут за самое сердце. Бренд в таком случае скорее помощник, чем просто абстрактный товар с его набором функций. Однажды я была на лекции про кино, и лектор сделал интересное наблюдение: все сценарии делятся на два направления — фэнтези, которое погружает зрителя в нереальные миры, чтобы оторвать его от реальности, и реализм, условно, истории про людей из соседнего подъезда. Эти два направления меняются примерно каждые 10–15 лет. Сегодня, по моим ощущениям, мы живем в эпоху реализма, и большинство историй — про людей, про их драму, успех, сомнения, любовь, грусть. Но чувствуется тенденция на переход к фэнтези, учитывая развитие графики, появление VR-очков.

Что точно не востребовано сейчас — это рекламные клипы, музыкальные фильмы, манифесты, они отошли немого на задний план. В reels по-прежнему очень популярны видео, демонтирующие одежду или образ жизни, а также рассказывающие видео, дающие полезную информацию.

Как найти свое место в видеопроизводстве?

Не бояться следовать своим ощущениям. Не задумываться, «заработаю ли я, получится ли у меня». Главное — нащупать то, что действительно будоражит и дает энергию, особенно если начинать страшно. Все со временем получится, и финансовый успех придет. Если чувствуешь, что нравится создавать, воплощать придуманное, креативить, у тебя миллион задумок, хороший вкус и достаточно упорства, чтобы их воплощать, то можно начать со своего блога. Я знаю много режиссеров, которые начинали со съемок обучающих видео, а сейчас снимают кино. И так с каждым направлением видеопроизводства.

Фото: пресс-служба

Какой технический минимум нужен, чтобы начать снимать?

Прежде всего нужна идея и мудборд. Затем нужно знание минимальных основ операторского, режиссерского и монтажного мастерства. То есть надо понимать, что такое экспозиция, композиция, баланс белого, чистота кадра, схемы света — все это можно найти в избытке в интернете, как в виде текста, так и онлайн-уроков.

Если есть режиссерские амбиции, важно понимать основы работы с актером. Лучше начать сразу с практики. Когда я училась в Школе драмы Германа Сидакова на режиссера театра и кино (я всегда учусь смежным вещам, это позволяет все время расширять знания и черпать вдохновение), работа с актерами началась с первого урока. Только после того, как режиссер показывал первые наработки, мастер начинал комментировать и направлять. Но начинаешь ты сам, и это очень важно для творческой профессии: сначала делаешь, разбираешь ошибки, потом снова делаешь. Сначала действие. Как только оформилась идея, нельзя засиживаться в прокрастинации.

В видеопроизводстве важно не только снять, но потом это все еще и собрать, поэтому без основ монтажа никуда. Существует много понятных приложений для смартфона, то есть даже не надо приобретать дорогие компьютерные профессиональные программы (это уже скорее следующий этап).

Какие подводные камни таит в себе работа над короткими видео?

Любой короткий формат, будь то 20-секундный рекламный ролик или reels (а их лучше не делать больше 15 секунд), должен зацепить с первых кадров. Алгоритмы соцмедиа устроены так, что если пользователь пропустил ролик почти сразу, то алгоритм дальше будет его показывать все меньше и меньше. Это если мы говорим про натуральное продвижение, но даже если продвижение закуплено, все равно основная задача — зацепить с первых секунд, чтобы зритель досмотрел до рекламного сообщения или продукта. Поэтому хорошо начинать с чего-то интригующего, необычного, например с вопроса, с какой-то нестандартной ситуации.

Вторая непростая задача — это сделать видео нескучным. Наполнить его достаточным количеством сюжетов и действий, но при этом не превратить в непонятную солянку, учитывая небольшой хронометраж. Видео должно быть живым и понятным, основное сообщение, заложенное в ролике, должно считываться.

Как придумать креативную концепцию, создать сценарий?

Все идет от задачи. Нужно четко понимать, что я сейчас хочу сказать, какое мое (бренда, блогера) высказывание, что хочу донести до аудитории. Дальше выбрать форму, в которой лучше всего это сообщение донести. Затем вдохновиться референсами, исходя из выбранной формы, или просто посмотреть, что делал бренд либо блогер с похожими ценностями, продуктами, форматом.

Обычно это наталкивает на идеи. Меня иногда вдохновляет музыка, я могу услышать трек, и под него у меня рождается идея. Важна насмотренность, причем речь не только про кино, сериалы, соцсети, речь также про театр, концертные шоу, выставки, музеи, книги — иногда в хорошей книге ты черпаешь очень важные смыслы, которые помогут сделать твои идеи глубокими и полезными для людей. Вдохновение повсюду.

Фото: пресс-служба

Что нужно, чтобы стать успешным креативным продюсером?

Много работать, не бояться ошибаться, уметь делать выводы, постоянно расширять насмотренность, пробовать и еще раз пробовать, учиться креативному мышлению (есть школы и курсы) и смежным направлениям, досконально разбираться в видеопроизводстве, читать книги, придумывать идеи, которые цепляют, которые покупают, которые затем получают хорошие отклики фокус-групп, большие охваты и просмотры, призы на фестивалях.

Где может быть полезен креативный продюсер?

В России профессия креативного продюсера пока в стадии зарождения, но в мире она уже устоялась. Специалист в этой сфере может быть востребован в рекламных агентствах, в продюсерских компаниях, в блогерских агентствах, он может придумывать и реализовывать концепции сериалов, фильмов, рекламных видео, блогерских каналов, шоу и всего, что можно снять.

Как начать карьеру креативного продюсера?

Сегодня практически во всех основных российских вузах можно найти факультет креативного продюсирования, также открыты специализированные школы (МШК) и курсы (Wordshop). Лучше всего начинать с учебы. Сейчас можно пойти учиться в любом возрасте и подобрать любой формат. Учеба хороша тем, что формирует связи между студентами и преподавателями. Например, я сейчас преподаю в академии Wordshop и, конечно, после окончания курса обязательно возьму к себе на стажировку лучших учеников. Думаю, так поступит любой преподаватель, заинтересованный в том, чтобы у него в компании работали хорошие кадры. А с кадрами сейчас существует некоторая напряженка. Индустрия сильно рванула вперед, и специалистов не хватает, особенно чувствуется нехватка хороших идей.

Второй путь — начать сразу с практики. Устроиться на стартовые позиции и там учиться. В таком случае расти может быть немножко больно и нервно, но зато сразу можно понять, твое ли это. Минусы могут быть в том, что знания будут немного неструктурными, рваными, скорее это будут навыки, а не знания, поэтому лучше дополнительно заняться самообучением, чтобы не упустить общую картину профессии.