Стиль
Жизнь Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце
Стиль
Жизнь Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце
Жизнь

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

Фото: Пресс-служба «Галс-Девелопмент»
Погружаемся в московские эпохи на примере архитектурных проектов последних лет — жилого комплекса «Театральный дом» и комплекса апартаментов «Сады Пекина».

История московского Садового кольца связана с архитектурой русских усадеб эпохи позднего классицизма. Основная застройка здесь сформировалась в первой четверти XIX века и представляла собой комплекс отдельно стоящих дворянских домов, владельцев которых городские власти обязали устроить сады и палисадники — они и дали улице современное название. После революции 1917 года сады вырубили, а Садовое кольцо стали застраивать жилыми и общественными высотными зданиями.

Тем не менее отголоски старой Москвы сохранились здесь и сегодня: о ней напоминают уцелевшие усадьбы и бывшие доходные дома на Большой и Малой Никитских, Поварской улицах, вокруг Патриарших прудов и в переулках Арбата. Два из них — особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17 (архитектор Федор Шехтель) и дом Герцена на Тверском бульваре, 25 — упоминаются в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Триумфальная площадь (архивная фотография)
Триумфальная площадь (архивная фотография)
Особняк Ивана Миндовского на Поварской улице (архивная фотография)

Особняк Ивана Миндовского на Поварской улице (архивная фотография)

Еще один знаковый дом был построен по проекту известного архитектора Николая Струкова на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и Хлебного переулков в 1893 году. Особняк в неоклассическом стиле когда-то служил частным театром — в начале прошлого века здесь располагалась экспериментальная студия Константина Станиславского, а после пожара в 1909 году бывшие студийные помещения полностью отдали под квартиры, которые сохранялись здесь вплоть до нулевых годов. На рубеже веков история замкнулась: в 2017 году компания «Галс-Девелопмент» провела масштабную реконструкцию здания по проекту ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Теперь вместо бывшего театра — элитный жилой комплекс «Театральный дом» на 129 апартаментов с подземным паркингом на 283 машино-места. Но память о дореволюционном прошлом здания сохранилась — и отнюдь не только в названии.

Элитный жилой комплекс «Театральный дом»
Элитный жилой комплекс «Театральный дом»

Реставраторы расчистили кирпичную кладку, воссоздали исторические фасады дома, а внутренние стены украсили декоративными керамическим панно в стиле ар-нуво эпохи русского модерна (автор — архитектор Павел Андреев). Таким образом, каждая из восьми секций имеет собственный узнаваемый рисунок, отсылающий к сценическому прошлому здания — гению места. Единство стиля сохраняется и в интерьерах: входные группы украшают 72 репродукции афиш и картин Альфонса Мухи и Эдгара Дега — лучших театральных художников эпохи модерн.

Чтобы подчеркнуть преемственность, архитекторы использовали в оформлении входных групп дорогие благородные материалы: люстры в общественных зонах выполнены из богемского стекла, а дубовые двери украшены витражами. Эстетика задает и стиль жизни — размеренный, неторопливый и скрытый от посторонних глаз. Для ценителей старой Москвы и вечных ценностей, шутят архитекторы.

Фрагмент интерьера элитного комплекса апартаментов «Сады Пекина» с видом на гостиницу «Пекин»
Фрагмент интерьера элитного комплекса апартаментов «Сады Пекина» с видом на гостиницу «Пекин»

Если территория внутри Садового кольца сохраняет память о бывших дворянских усадьбах, то внешняя часть магистрали стала символом большого стиля 1930–1950-х годов, который воплощают многочисленные фасадные сталинки, высотки на Кудринской, Смоленской-Сенной и площади Красные Ворота, а также здание гостиницы «Пекин» на пересечении Садового кольца и 2-й Брестской улицы. В рамках реконструкции последней компания «Галс-Девелопмент» в 2016 году построила на внутренней территории отеля элитный комплекс апартаментов «Сады Пекина» — отсылка к бывшим здесь когда-то садам: два 13-этажных монолитных корпуса на 352 апартамента и шестиэтажное офисно-административное здание, где авторы проекта по-новому переосмысляют наследие монументальной архитектуры, делая ее более мягкой, гибкой и человечной.

Главная особенность объекта — собственные сады, которые занимают весь внутренний двор комплекса и крыши домов (соединенные с пентхаусами). Последние превращены в огромные террасы с зонами отдыха, живыми растениями и шезлонгами, откуда открывается панорамный вид на Кремль, храм Христа Спасителя и «Москва-Сити». Современная архитектура и расположение в центре города привлекают сюда другую публику — молодую, активную, динамичную. Неслучайно основной костяк обитателей «Садов Пекина» — поколение 40-летних предпринимателей, собственников бизнеса, высококвалифицированных специалистов. Для них здесь создан «город в городе» или «сад в городе»: жители могут пользоваться инфраструктурой гостиницы, а также собственными магазинами, кафе, спортклубом и офисным центром. В пяти минутах ходьбы от комплекса на Садовом кольце расположены главные культурные площадки: концертный зал им. Чайковского, театры Сатиры, Моссовета и «Практика», сад «Эрмитаж» и Патриаршие пруды — так от Москвы настоящего до Москвы прошлого можно пройти пешком и выбрать нужную точку на карте.