Стиль
Жизнь Как живут сингапурцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит)
Стиль
Жизнь Как живут сингапурцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит)
Жизнь
Как живут сингапурцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит)
© Кристина Резникова
Серию материалов «РБК Стиль» о карликовых государствах продолжает статья журналистки Кристины Резниковой, которой удалось узнать подробности о жизни в Сингапуре у местной жительницы Саманты Чи.

Мощнейшая экономическая держава и самый важный портово-транспортный узел Азии занимает территорию всего 724 кв. км. Для сравнения: это в три раза меньше Москвы. Ли Куан Ю — так зовут человека, который всего за 35 лет превратил Сингапур из острова болот и трущоб в чудо цивилизации, хотя над его затеей смеялся весь мир. После обретения независимости в 1965 году и отделения от Малайзии страна начала укреплять экономику. Сегодня Сингапур — мощный азиатский атлант, на плечах которого с комфортом устроились три этнические группы: выходцы из Китая, Индии и Малайзии, а также экспаты из Европы и Америки. Они мирно сосуществуют между собой, гармонично дополняя друг друга. Поколение за поколением они приобретали собственные идентичность, менталитет и даже стереотипы, став единой нацией — сингапурцами.

 

Коренные жители

Саманта Чи родилась в Сингапуре, ее родители малайцы, а дедушка — уроженец Китая. Семья живет в небольшой квартире в спальном районе. Каждый день к 9:00 Чи ездит на работу в рекламное агентство, где генерирует идеи для кампаний. На выходных отдыхает с друзьями в баре или курортных зонах города (температура здесь круглый год не опускается ниже 30°). Саманта относит себя к первому поколению сингапурцев в своей родословной, но в целом в стране проживают три поколения: первыми иммигрантами в стране были люди, которым сегодня примерно 50 лет, или их родители. У человека, родившегося в Сингапуре, достаточно широкие языковые возможности — в стране приняты четыре государственных языка. Скорее всего выбор будет зависеть от происхождения семьи: если родители выходцы из Китая, то, как правило, они говорят между собой на мандаринском (путунхуа), если из Малайзии — на малайском, при этом индийцы говорят на тамильском, но не на хинди. Английский обобщает всех и служит главным языком коммуникации. Саманта Чи бегло говорит по-английски, немного с акцентом, вплетая в речь местный сленг, который называется синглишем, — смесь английского и какого-либо другого официального языка.

© Кристина Резникова

Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает

Труд — национальная ценность Сингапура. Прежде всего потому, что в стране ценятся высокоинтеллектуальные профессионалы — чтобы стать таким, нужно много работать. Здесь все прекрасно понимают, что твой уровень жизни напрямую зависит от того, как ты трудишься. Рабочий день официально продолжается с 8:00 до 18:00, но частые переработки — обычное дело. 30 лет назад сингапурцы мечтали быть докторами и юристами, что вообще очень популярно в развитых странах Азии. Сегодня все хотят работать в сфере финансов и быть причастными к экономическому сектору. Еще одна так называемая национальная работа мечты — государственные институции. У чиновников внушительные белые зарплаты (самые высокие в мире), при этом уровень коррупции практически нулевой.

Несмотря на «трудозависимость», сингапурцы не прочь отдохнуть. В стране три главных национальных праздника. Первый — китайский Новый год, потому что большинство жителей китайского происхождения. Второй большой праздник — День независимости. Государство устраивает впечатляющее шоу, которое проходит 9 августа на плавающей платформе Marina Bay Sands. Уже стало традицией, что каждая семья приходит увидеть происходящее своими глазами или смотрит шоу по телевизору. Третий праздник — католическое Рождество, но он, скорее, коммерческий. Накануне принято гулять и наслаждаться рождественскими огнями, которыми украшен город. В это время у трудяг-сингапурцев наступают самые длинные каникулы. И хоть в городе-государстве исповедуют сразу несколько религий — индуизм, буддизм, ислам и христианство, и у каждой из них свои традиции, — все три праздника отмечают повсеместно.

Выходные дни городские жители предпочитают проводить на пляже и в торговых центрах (сингапурцы — большие шопоголики). Они не пренебрегают туристическими местами, самые популярные из которых — Музей искусства и науки, мост «Спираль», залив Марина-Бэй с одноименным комплексом и набережная Кларка. Жители города ходят в те же рестораны и бары, что и туристы. «Сингапур — слишком маленький, чтобы прятаться», — признается Саманта, которая ищет новые бары через Google Maps.

Граждане Сингапура могут путешествовать практически по всему миру в безвизовом режиме. Для коротких каникул, возможно даже на уик-энд, выбирают соседнюю Малайзию, Таиланд или Бали. Есть и более дешевые направления — Тайвань и Китай. В поисках чего-то необычного сингапурцы летят в Европу — и в том числе в Россию, которая кажется им крайне экзотичной. Саманте Чи довелось побывать в Улан-Удэ и на Байкале: «Россия застала меня врасплох. Меня удивило, какие теплые люди живут в такой холодной стране, они совсем не такие, какими их изобразил Андрей Звягинцев в фильме "Нелюбовь". Я увидела, что страна изобилует самобытной культурой, телепроектами и шоу, и это окончательно избавило меня от представления о ней как о холодной, подавленной, посткоммунистической стране, какой изображают ее в западных СМИ».

Еда

Фуд-корты, в отличие от ресторанов, — одно из самых популярных мест отдыха среди сингапурцев любого достатка. Здесь можно встретить как студентов, так и топ-менеджеров, вперемешку будут сидеть экспаты, туристы и семьи, пришедшие на ужин. Цены радуют всех — $3–5 за блюдо. Фуд-кортов в городе достаточно много, но самые популярные — на Смит-стрит в Чайна-тауне и на рынке Тионг-Бару. Вечером места здесь не найти, в каждом корнере стоит очередь из 5–6 человек.

На обеденном столе местного жителя со всей вероятностью можно увидеть такие блюда: устричный омлет hokkien mee, лапшу в китайском стиле ho fun, сингапурскую курицу карри, тост с кокосовым джемом kaya и яйцом всмятку, куриные шашлычки с соусом из арахисовой пасты. На такое гастрономическое разнообразие Сингапура оказали влияние традиционные блюда Китая, Индии, Малайзии и Индонезии. Днем местные пьют холодный чай, названий, вариаций и вкусов которого не счесть, и продается он на каждом шагу. Вечером горожане идут в бар и позволяют себе коктейль стоимостью $15–20. «Могу заявить, что мы на самом деле выпивохи. Но каждый понимает, что пить — это очень дорого. Мы частенько напиваемся, но в нашем понимании этого слова, наверное, совсем не так, как немцы, англичане или русские», — признается Саманта.

© Кристина Резникова

Квартирный вопрос

Большинство горожан (около 80%) живет в апартаментах, предоставленных государством. Далеко не каждый может позволить себе снимать жилье: это не так выгодно, как взять кредит или накопить на квартиру. «Отчасти поэтому никто на тебя не посмотрит косо, если тебе 35 лет, а ты все еще живешь с родителями, — рассказывает Саманта. — Возможно, для западного мира это достаточно поздно, но нам нужно много времени, чтобы встать на ноги. К тому же сингапурцы довольно консервативны и в основном съезжают от родителей, если вступают в брак». Съем квартиры в центре города стоит $1–3 тыс., вдали от центра — около $800. Если вы снимаете квартиру, необходимо зарабатывать минимум $2,5 тыс. в месяц, чтобы чувствовать себя комфортно. Семье потребуется примерно $6 тыс. на каждого родителя, потому что около $4 тыс. может уходить на разного рода учебные программы и государственные школы, уже не говоря о частных.

© Кристина Резникова

Повестка дня

Сингапур — действительно комфортная страна с идеально отлаженной экономической и государственной системой и нулевым уровнем преступности. Какова же тогда повестка дня и что волнует рядового сингапурца? Конечно, налоги. Обычно это главная тема в сводках новостей — куда государство собирается инвестировать и как это скажется на налогоплательщиках. «Слово "налог" для нас, как красная тряпка для быка, — говорит Чи. — Налоги и так очень высоки, и изменения в этой сфере всегда существенны». Также сингапурцы горячо обсуждают, на что пойдет госбюджет, как скажется запрет продажи алкоголя после 22:00, к чему приведет повышение цен на сигареты. Из мировых новостей активно спорят о деятельности Дональда Трампа и непрерывно растущей экономике Китая.

Технологии и штрафы

Можно не знать о Сингапуре ровным счетом ничего, но есть две вещи, которые наверняка ассоциируются с этой страной: высокие штрафы и высокие технологии, встроенные в бытовую жизнь. Системы распознавания лиц, речи, отпечатков пальцев становятся все более распространенными в ежедневной практике: в любом общественном месте можно поставить телефон на зарядку в специальный бокс, а потом вернуться за ним. О сингапурских штрафах ходят легенды, но европейцу большинство запретов не понять, а некоторые не поддаются логике самих сингапурцев. Неясно и то, как отслеживают нарушителей, например, запрета на хождение голышом по квартире с открытыми окнами или закона об обязательном смыве за собой (если он не автоматический). Кстати, одной из самых практичных вещей сингапурцы считают общественные туалеты с отсутствием прямого контакта. Автоматически там работает абсолютно все: двери на вход и выход, подача мыла, смыв и т. д. Не нужно ни к чему прикасаться, что снижает риск подхватить какую-либо инфекцию. Вообще, с туалетами у сингапурцев достаточно нежные отношения, ведь именно здесь человек по имени Джек Сим учредил День туалетов и создал Всемирную организацию, посвященную этому типу помещений. Кроме шуток, она делает полезные вещи: занимается просвещением в вопросах гигиены, способствует поддержанию санитарной обстановки в городе, а мотивационным слоганам Джека Сима позавидует сам Тони Роббинс.

© Кристина Резникова

Подход к образованию

После окончания школы у сингапурцев есть выбор: пойти в колледж или в политехническую школу. В колледже принята классическая британская модель образования, где сначала идут два года общей базы, затем специализация и диплом. Ежегодно большинство сингапурских подростков поступает в колледж, но те, кто не хочет сидеть за книгами, идут в политехническую школу — государственное учреждение, где можно выбрать специальность и сразу приступить к обучению. Учебу в политехе легко совмещать с работой. «Поскольку я сразу хотела работать в креативной индустрии, где важно не столько образование, сколько знакомства и опыт, я пошла в политехническую школу, — объясняет Чи. — Дипломную работу я писала в области коммуникаций и визуальных искусств, потому что изначально хотела стать дизайнером. Но потом передумала и стала обучаться копирайтингу. Мне повезло с руководителями, которые в первую очередь научили тому, как быть полезной в этой сфере».

Креативная индустрия

Саманта Чи работает в маркетинговом агентстве Societal, больше похожем на стартап, — в команде всего девять человек, остальные работают проектно по найму. На сингапурском рекламном рынке имя агентства ничего не значит, важно имя конкретного специалиста, поэтому соискатели не гонятся за брендом. Примерные зарплаты таковы: новичок получает минимум $500, более опытный младший сотрудник — $2,5 тыс., а если имеется более чем пятилетний опыт, то зарплата составляет $3–6 тыс.

«Несмотря на то, что наше агентство небольшое, мы работаем с крупными брендами — такими, как Unilever, — рассказывает Саманта. —  Наверное, во всем мире большие клиенты выбирают маленькие стартапы, потому что они более гибкие и могут придумать классную идею и осуществить ее за небольшие деньги. Еще один тренд — опытные специалисты покидают большие компании, чтобы основать свои собственные поменьше. Так началась история и нашего агентства».

Одним из последних проектов, над которым работала Саманта Чи и ее агентство, стала реклама жидкости для мытья посуды Sunlight для Индонезии и Таиланда. Создатели задумались о женщинах, которые постоянно моют посуду на кухне, вместо того чтобы заниматься своей карьерой, саморазвитием и детьми. На что бы потратили свое время, освободившееся от мытья посуды, реальные женщины? Одна пожилая дама хотела бы учить английский, несмотря на свой возраст, другая — организовать школу балийских танцев, третья — открыть пекарню, где используются только безглютеновые ингредиенты. Так появился слоган «Меньше посуды, больше жизни». А вообще реклама на сингапурском телевидении ничем не отличается от российской — те же семейные ценности. Типичный сюжет: мама, папа и два ребенка — мальчик и девочка — гуляют в парке или в торговом центре и радуются простым вещам.

На вопрос, подкованы ли сингапурцы в вопросах креатива так же, как в ИТ, Саманта честно отвечает: «У нас есть возможность делать крутую рекламу, но многие из нас крайне старомодны и, скорее, заточены на все, что касается чисел и технологий. С творческой стороны нас обходят соседи — Корея, Китай и Тайвань. Они сильнее продвинулись в культурном плане и гораздо больше инвестируют в образование в сфере искусства».

© Кристина Резникова

Стереотипы

Многие, знакомясь с сингапурцами, восклицают: «А, точно, вы же китайцы!». Как правило, иностранцы считают, что местные жители очень умные и богатые, что, впрочем, не так уж и плохо. Граждане Сингапура открыты всему новому и постоянно хотят чему-то учиться, поэтому любят общаться с приезжими. Правда, если это не китайцы, взявшие пакетный тур. Для европейцев здесь придумали свое название — angmoh («онгмо»), что в переводе означает «красные головы». Жителей Европы, которые очень выделяются на фоне местных, здесь ассоциируют с белой кожей и рыжими волосами. Сингапурцы прагматичны и трудолюбивы, они идеалисты, немного избалованные и, скорее всего, честные, — так определяет свою нацию Саманта Чи. «У нас не так много "сингапурских" традиций, потому что фактически мы группа иммигрантов. Но лично для меня жить по-сингапурски значит покупать маленькие бисквитики, политые топпингом в виде разноцветного льда, который мы называем "айс джем"; играть в классики в средней школе; жить в квартирах, потому что у нас не приняты загородные дома; понимать и принимать языки и культуру различных наций, которые живут в нашей стране. Это, пожалуй, одна из лучших традиций».