Дизайн, который поможет увеличить квартиру-студию
Наталья Кафтайлова
Как выбрать помещение
Количество окон — крайне важная деталь. Все просто: чем больше, тем лучше. Благодаря им квартиру можно так разметить, чтобы при относительной изолированности каждая зона получила достаточное количество солнечного света.
В идеале пространство должно стремиться к квадрату — он считается наиболее «уютной» фигурой. Как правило, множество углов и поворотов в квартире нарушает гармонию и целостность общего пространства и требует большего разделения и работы с перегородками. Это влечет за собой увеличение количества дверей, что противоречит самой идее открытого пространства.
Подводные камни в начале пути
Если помещение «пожившее», очень важно оценить особенности конструкции. Я рекомендую сначала проводить обследование с лицензированной профильной организацией, а затем приступать к дизайн-проекту и ремонту. Это поможет избежать неожиданных сюрпризов и аварийных ситуаций. Иногда можно даже найти потайные комнаты или закоулки — что само по себе уже клад.
Подводные камни кроются в обоих случаях, главное — грамотно спроектировать и сделать инженерные системы и проложить коммуникации.
Одно из самых важных требований — уделить внимание системе вентиляции, притоку и вытяжке воздуха. Надо понимать, что кондиционер в квартире отвечает только за охлаждение или нагрев воздуха внутри помещения, но никак не за его циркуляцию. Лишь система принудительной вентиляции может обеспечить постоянный приток свежего воздуха и его очистку, то есть фильтрацию уличных загрязнений и пыли.
Не забудьте о звукоизоляции. Сделанная по всем правилам «коробочка в коробочке» съест в среднем 9 см объема, но при этом даст пространство, изолированное от внешних шумов.
И последний «кит» инженерных систем — водоподготовка. Сегодня рынок предлагает отличные решения, которые помогают улучшить качество водопроводной воды, не занимая при этом много места в квартире, а значит, они подходят и для небольших пространств.
Мода и стиль
Оформление студии не сильно отличается от дизайна обычных квартир. Особенно когда речь идет о материалах и свете.
Всегда в тренде натуральные материалы: хорошая инженерная доска, мрамор и камень. Естественная красота фактуры не пропадет со временем и будет выглядеть актуально и через годы.
При выборе штор для квартиры-студии важно не перегружать окно. Например, можно убрать тюль (особенно если подоконники широкие), оставив только плотные шторы из шелка, шерсти или бархата. Стоит использовать оттенки одного цвета.
Акцент в виде большой картины или фотографии поможет избежать ощущения пустоты от голых стен. Важно не захламлять пространство излишним количеством деталей.
Источники освещения в небольшом помещении должны находиться на трех уровнях: потолок, стена, пол. Все уровни должны освещаться равномерно. При этом источники света должны разделятся на скрытые (светодиодные линии), акцентные (подсветка картины или точечный свет), мобильные (торшер или напольный светильник) и декоративные (дизайнерская люстра, подвесы).
Взгляд на мебель
В небольших квартирах-студиях стоит сделать акцент на мебель-трансформер. В последние годы она приобрела популярность за счет развития новых технологий и дизайна. Для такой мебели характерны скрытые механизмы с плавной работой, аккуратные примыкания, удобство использования и лаконичный внешний вид. Отличные варианты есть у итальянской компании Clei. Несколько лет назад на Миланской неделе дизайна они произвели сильное впечатление — в некоторых случаях это настоящая находка для небольшого помещения.
Зоны в квартире
Квартира-студия — не повод пересматривать свои привычки. Особенности планировки и зонирования не подчиняются строгим догмам. Всегда можно и нужно расставить приоритеты и определиться: ставить ванну или душевую кабину, большую кровать или мебель-трансформер. Разделить помещение можно с помощью света, мебели и мобильных перегородок. Исключение — пол. Он должен быть единым в открытой студии: либо все в камне (с теплым полом), либо в дереве. Другую фактуру пола можно использовать только в ванной комнате, гардеробной и у входа.
В квартире-студии необходимо выделять общую и приватную зоны. В холодном климате важно не забыть про «правило грязной зоны» при входе, где должна оставаться уличная обувь и одежда.
Симметрия — еще один мощный инструмент при планировке квартиры. Парные предметы помогут избежать хаоса в открытом пространстве студии, объединяющем разные жилые зоны.
Визуальное увеличение
Правильные пропорции могут визуально расширить площадь. В студии должны быть четкие линии без нелогичных ниш, многоуровневых потолков и громоздкой лепнины. К единому по фактуре и цвету полу стоит добавить высокие или утопленные в стены плинтусы. При этом стены не должны быть одинаковыми по фактуре и цвету — можно попробовать сочетать краску и рельефные обои или декоративные стеновые панели и штукатурку. Не стоит бояться зеркал и зеркальной мебели, их можно добавить как акценты хотя бы в небольшом количестве.
От чего можно отказаться
По опыту в большинстве случаев «жертвой» может стать отдельная столовая: в открытой студии можно совместить обеденную и рабочую зоны. Но не стоит совсем отказываться от стола, в крайнем случае его можно заменить полноценной барной стойкой.
Работа с цветом
В небольшом пространстве я люблю работать с плотными и сложными цветами. Подсматриваю естественные цвета и их пропорциональное соотношение в природе — здесь никогда не ошибешься в поиске правильных сочетаний. Своим клиентам я говорю: «Не надо бояться темного цвета». Например, темные потолки, так любимые французами, великолепно увеличивают пространство, придают глубину и эффектность интерьеру в целом. Цветовые контрасты — тоже хорошо. Яркие предметы мебели отлично смотрятся на фоне темных стен.
Взять и забыть
Практически любой интерьер будет выглядеть неопрятным и давящим, если он перенасыщен мелкими деталями: вазами, статуэтками и другим декором. Поэтому в студии должно быть минимальное количество открытых полок.
Даже маленькая гардеробная или кладовка будет значительно удобнее, чем простой шкаф. Если все же в помещении есть шкафы, проектируйте их максимально высокими — от пола до самого потолка, создавая дополнительную вертикаль и максимально используя полезное пространство.
Не стоит увлекаться подвесными люстрами — это сильный декоративный элемент, который сразу становится смысловым центром комнаты. В студии с не очень высокими потолками от подвесной люстры лучше отказаться совсем и обратить внимание на потолочные светильники геометрических форм.