Хрущевки, женский автофикшен, Рубинштейн: за чем охотиться на non/fiction
Лев Рубинштейн, «Бегущая строка»
М.: «Новое литературное обозрение», 2024
Последняя книга поэта, прозаика и эссеиста Льва Рубинштейна, который трагично ушел из жизни в начале этого года.
В «Бегущей строке» исследуется жанр новостных заголовков, которые будто бы призваны стимулировать читательское любопытство, но сами по себе оказываются гораздо интереснее дальнейших подробностей. Да, Рубинштейн снова обращается к излюбленным карточкам, но в этот раз не создает их, а отбирает и комментирует.
«В этих невероятных, всегда непредсказуемых образцах высокого косноязычия и вдохновенного идиотизма, — скажу без преувеличения, — кончаются и почва, и судьба, а начинается как раз оно самое, искусство».
Ребекка Куанг, «Йеллоуфейс»
М.: Fanzon, 2024
Первая нежанровая книга Ребекки Куанг, которая в свои 27 лет прославилась фантастическими романами «Опиумная война» и «Вавилон. Сокрытая история».
В этот раз она берет прообразом себя — молодую, успешную, обласканную премиями писательницу американо-азиатского происхождения — и убивает на десятой странице. Подруга-неудачница крадет ее роман, выдает за свой, но пользователи социальных сетей не дремлют. Получается эдакая сатира на ложное стремление к дайверсити (этническому разнообразию) в издательском бизнесе. А еще книга о зависти во всех ее проявлениях. Интересно, что в этом году «Оскар» за лучший адаптированный сценарий достался «Американскому чтиву» на похожую тему.
Перевод этой книги уже успели поругать, но если вы не так свободно владеете английским, то куда деваться и как устоять.
Маргарита Шиц, Александр Кобеляцкий, «Люди 1920-х годов. Вопреки утопии»
М.: «Бослен», 2024
Мемуары, которые можно озаглавить «У нас есть свой Флориан Иллиес дома». В книге собраны истории 140 человек, охватывающие период с 1920 по 1929 год. В нарративе сплавлены свидетельства известных людей, среди которых Федор Шаляпин, Дмитрий Шостакович, Анатолий Луначарский, Ольга Берггольц, Корней Чуковский, Анна Ахматова и Михаил Булгаков, и рассказы обычных людей, переживающих становление новой власти. К каждому воспоминанию прилагается краткая биография, исторический комментарий и советы, что еще почитать.
Алексей Поляринов, «Кадавры»
М.: Inspiria, 2024
Новая книга писателя («Риф»), эссеиста («Почти два килограмма слов») и переводчика («Бесконечная шутка») Алексея Поляринова. Травелог с небольшим художественным допущением — застывшими фигурами мертвых детей по всей России.
30 лет назад произошла катастрофа, и с тех пор этих детей, называемых кадаврами, невозможно ни сдвинуть с места, ни уничтожить. Главная героиня Даша и ее отсидевший брат Матвей отправляются в экспедицию из Ростовской области в Пятигорск для их изучения. Перед нами буквализация «кровавых мальчиков в глазах» или рассуждение на тему, как сложно жить под постоянным немым укором.
Эллен Сэмпсон, «Стоптанные. Обувь, эмоциональная привязанность и аффекты ношения»
М.: «Новое литературное обозрение», 2024. Перевод с английского Софьи Абашевой
В мире быстрой моды, где твои кроссовки через сезон обзовут неактуальными и призовут выкинуть, куратор, исследователь, старший научный сотрудник Школы дизайна Нортумбрийского университета Эллен Сэмпсон обращает внимание именно на подержанную обувь. Опыт ношения рассматривается с точки зрения разных дисциплин: феноменологии, антропологии, психоанализа и истории искусств. Но главным образом связь обуви и ее владельцев интересует автора с точки зрения повседневного опыта. Как наше тело и поведение подстраиваются под определенный предмет одежды? Как обувь становится объектом фантазии и желания? Какие эмоциональные отношения связывают нас с обувью?
Анна Шипилова, «Скоро Москва»
М.: «Альпина Проза», 2024
Дебютный сборник рассказов выпускницы ВГИКа, замеченный в шорт-листе премии «Лицей», рассказывает короткие истории о молодых людях, с которыми происходят разные несправедливые вещи. Очень современно, остро, смело и изобретательно. Анна Шипилова во многих текстах выбирает не самый популярный антураж для своих героев — до прочтения рассказа о полицейском колледже ты и не узнаешь, что всегда хотел посмотреть на него изнутри, — и создает объемный социальный комментарий к тому, что происходит сегодня.
Ну и, конечно, эту книгу сразу хочется купить из-за обложки, напоминающей картину Эрика Булатова.
Наталия Гинзбург, «Семейный лексикон»
СПб.: «Подписные издания», 2024. Переводчик Генрих Смирнов
Спустя полвека к итальянской писательнице Наталии Гинзбург пришла новая волна популярности: Салли Руни, Рейчел Каск, Мэгги Нельсон называют ее в числе любимых. И неудивительно — ее проза похожа на современный женский автофикшен: откровенная, емкая, точная, рефлексирующая.
Самый известный «Семейный лексикон» — роман о большой семье, которая очень ярко любит, ругается, мирится и страдает (время действия — середина ХХ века, герои — евреи и антифашисты). Одна из главных находок тут как раз лексикон. Автогероиня отбирает все семейные словечки и фразочки, помогающие воскресить воспоминания и объединиться.
Наталия Лебина, «Хрущевка. Советское и несоветское в пространстве повседневности»
М.: «Новое литературное обозрение», 2024
Наталия Лебина, доктор исторических наук и автор книг «Пассажиры колбасного поезда», «Советская повседневность: нормы и аномалии» и других, на этот раз рассматривает феномен хрущевок, которые изменили образ жизни советских граждан в период оттепели. Это особенно интересно, так как именно «панельки» стали неким образом срединной России современности, именно они больше всего романтизируются молодежью («эстетика панелек») и захватывают внимание западных зрителей (Russian Doomer).
Пол Линч, «Песнь Пророка»
М.: «Иностранка», 2024. Переводчик Марина Клеветенко
Лауреат Букеровской премии 2023 года. Антиутопия об Ирландии недалекого будущего, где правые захватывают власть, создают тайную полицию, ограничивают права и свободы.
В центре сюжета микробиолог Айлиш Стэк — мать четверых детей и жена пропавшего после митинга мужа. Начинается гражданская война, и ей надо спасаться самой, спасать семью и решать вечную дилемму: эмигрировать или нет? Каждая рецензия об этой книге содержит фразу «ужасающе реалистично».
Ольга Муромцева, «Мир искусства Надежды Добычиной»
М.: GARAGE, 2024
Книга о Надежде Добычиной, незаслуженно забытой галеристке, кураторе и коллекционере. В 1920-е годы ее петербургское Художественное бюро было центром притяжения для современного искусства (она выставляла самых разных художников, не боясь экспериментов) — именно там был впервые показан «Черный квадрат» Малевича. Помимо полной событиями истории жизни Добычиной от искусствоведа Ольги Муромцевой, внутри книги собраны отрывки из дневников и писем и богатый иллюстративный материал, дающий представление о выставках бюро и собственной коллекции его основательницы.
Переиздания
-
«Жестяной барабан» Гюнтера Грасса от издательства «Альпина. Проза» — роман нобелевского лауреата о мальчике, который в три года решил перестать расти. В знак протеста.
-
«Против интерпретации и другие эссе» Сьюзен Сонтаг от Ad Marginem — наверное, самый знаменитый сборник публичной интеллектуалки.
-
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского от «Редакции Елены Шубиной» — культовый запрещенный советский роман о показательном деле над археологом.