Готовые сценарии, дипфейки и реклама: как нейросети меняют киноиндустрию
Леонардо ди Каприо в фильме «Великий Гэтсби» (фильтр «Киборг»)
Искусственный интеллект (ИИ) продолжает шествие по миру, охватывая все больше сфер жизни. Апрельское исследование Superjob показало, что среди россиян есть те, кто боится потерять работу из-за внедрения нейросетей, но их доля составляет лишь 17%. Многие сходятся во мнении, что искусственный интеллект — не конкурент, а удобный в использовании ассистент.
С начала мая до 27 сентября в США продолжалась забастовка Гильдии сценаристов, к которой присоединились актеры. Триггером послужило внедрение искусственного интеллекта во все творческие процессы — от кастингов и продакшена до промоутирования фильмов и сериалов. Голливуд своего добился: теперь никто не вправе заставить работников использовать нейросети.
Первый в мире дипфейк-сериал
Один из самых показательных кейсов применения искусственного интеллекта можно найти в российском кинопродакшене. Agenda Media рассчитала глубинные запросы аудитории и воплотила на экране жизнь тюменского Стэтхэма — такого, каким его многие себе представляли все эти годы. Осенью 2022 года команда запустила первый в мире дипфейк-сериал «ПМЖейсон», в центре которого — виртуальные Джейсон Стэтхэм, Марго Робби и Киану Ривз.
Джонни Депп в фильме «Пираты Карибского моря» (фильтр «Киберпанк»)
Дипфейк — это ИИ-методика синтеза изображения. Ее задействуют в соединении и наложении существующих фото и видео на исходники, используемые в кинопродукте.
Эксперимент вызвал интерес публики и количество просмотров достигло 100 млн. Разработчики вложили все свое мастерство, чтобы дипфейк был точь-в-точь как настоящий.
Предикативная аналитика и кинопроизводство
Кастинг-директора также в плюсе, ведь ИИ помогает понять, как тот или иной актерский состав скажется на успехе продукта. Более того: можно оценить влияние участия конкретного актера на рейтинги. ИИ оперативно считывает степень внешнего сходства актеров (теперь понятно, почему в сериале «И просто так» у Миранды и Стива такой похожий на них обоих сын). Практика применения искусственного интеллекта позволяет экономить время на прослушиваниях нерелевантных кандидатов. Это win-win — актерам нет надобности тратить ресурсы на заведомо нерезультативные кастинги.
Марлон Брандо в фильме «Крестный отец» (фильтр «Барби»)
Изучив сценарий, ИИ способен предложить подходящие локации для каждой из сцен практически по всему миру. Runway ML разработала ИИ-модели, обученные на большом количестве видеоданных. Ей пользуются режиссеры, авторы, художники. Последние делегируют Runway многочисленные рутинные задачи, которые требовали дорогостоящей техники и ПО. Нейросети помогают на всех этапах разработки сценариев: придумывают сцены, прорабатывают персонажей и даже шутят в диалогах.
Хороший, плохой, рентабельный сценарий
Нейросети выступают бета-ридерами — они изучают сценарии фильмов и прикидывают, насколько они удачны. И хотя алгоритмы бывают неточными в прогнозах, ими активно интересуются крупные киностудии.
Сервис StoryFit агрегирует особенности повествования в сценариях, чтобы проанализировать их значимость и влияние на коммерческий успех картины. Это помогает студиям решать, что приобретать для последующей киноадаптации: от отдельных персонажей до книг. Компания-разработчик StoryFit так прониклась сериалом Last Of Us, что использовала ИИ для анализа эволюции кинопродуктов о зомби. А впоследствии провела исследование на тему влияния политики и общества на зомби-жанр. Изначально StoryFit ориентировалась на издательское дело, но разочаровалась в этом бизнесе и сфокусировалась на кино.
«Челюсти» (фильтр «Стимпанк»)
Кроме того, StoryFit досконально изучает черты характеров героев, чтобы оценить реакцию аудитории. Полученная информация позволяет выявить внутренние конфликты персонажей. Команда StoryFit состоит из синефилов и часто применяет свою ИИ-технологию к любимым фильмам. Одним из самых «сильных и оригинальных» персонажей топ-менеджеры называют Бэт Хармон, главную героиню сериала «Ход королевы».
«Битлз» навсегда: музыка и спецэффекты
Если бюджет картины не предусматривает привлечение композитора, нейросети помогут и с этим. ИИ разрабатывает музыку, подходящую для фильмов в разных жанрах. Именно такую, которая впишется в сюжетную линию. Например, программа Flow Machines позволяет создать композицию в стиле The Beatles. Подобные технологии воспринимают скептически, но они полезны как минимум для мозгового штурма, если композитор столкнулся с кризисом идей.
ИИ также используют в создании реалистичных спецэффектов — это снижает потребность в дублерах и экономит ресурсы на этапе постпродакшена.
Киномаркетинг: от трейлеров до рекламных кампаний
Анализируя комплекс факторов — от предпочтений аудитории до популярности актеров в конкретной точке планеты — киностудии могут чуть смелее прогнозировать эффект рекламных кампаний.
Хавьер Бардем в фильме «Старикам тут не место» (фильтр «Видеоигра»)
ИИ анализирует рентабельность рекламы и маркетинга, что помогает киностудиям в медиапланировании, SMM и любых других аспектах продвижения. Анализу подлежит все: аудитория, популярность актеров и так далее.
Киностудия Warner Bros. прибегла к помощи платформы Cinelytic для прогноза по кассовым сборам, а 20th Century Fox задействовала систему Merlin — чтобы оценить, понравится ли определенный жанр конкретному сегменту аудитории.
Пять полезных нейросетей для всех, кто занимается кино
- Izotope Neutron — для сведения музыки;
- Movavi Video Editor for Quick Edits — видеоредактор, где есть хромакей, обратное проигрывание, готовые заставки для видео и другое;
- Colourlab.Ai — для качественной колоризации;
- Descript — аудио- и видеоредактор;
- Adobe Premiere Pro — помогает создать видео для последующих публикаций в соцсетях.
ИИ вовсю используют для создания трейлеров — нейросети распознают самые динамичные и эмоциональные сцены фильмов и предлагают монтажерам некий микс. Один из примеров — научно-фантастический фильм «Морган»: 20th Century Fox использовала для трейлера «суперкомпьютер» IBM и программу IBM Watson.
Ситуативное творчество c помощью нейрофильтров
Российские онлайн-кинотеатры продвигают премьеры фильмов в соцсети Looky — «убийце Instagram» (соцсеть принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). У Looky собственная нейросеть: она генерирует иллюстрации в разных стилях — от аниме до киберпанка.
В рамках спецпроекта для стримингового сервиса «Иви» разработчики создали нейрофильтры по сериалу «Разрешите обратиться». Нейросеть стала неотъемлемым элементом вовлечения в UGC (user-generated content, «пользовательский контент»): пользователи тестировали фильтр «Оборотень», превращались в героев сериала и рассказывали в постах о своих темных сторонах. Авторы лучших историй получили призы от «Иви». Геймифицированная программа лояльности, иллюстрации в высоком качестве и ненавязчивый брендинг — вот он, рецепт успешной нейрокампании для кинопроизводителей.
Данила Багров в фильме «Брат» (фильтр «Иван Билибин»)
По мнению гендиректора Looky Анны Бариновой, проникновение ИИ в киноиндустрию стало уже трендом. А задача Looky — предоставить зрителям легкий доступ к ИИ для создания качественного собственного контента на уровне, близком к профессиональному, ведь с нейросетями проявлять себя стало куда проще, подчеркнула Баринова.
Недавно в Сочи завершился фестиваль «Новый сезон». Looky обработала постеры к фильмам и сериалам-победителям: «Слово пацана», «Страсти по Матвею», «Единица Монтевидео», «Секс. До и после», «Черное облако», «Золотое дно», «Лунатики». Киносообщество оценило нейрокреативы и охотно делилось ими в Telegram-каналах. Скоро в Looky появятся интеграции большинства крупных онлайн-кинотеатров.