Стиль
Впечатления Эксперименты с точками и секундами: что покажут на кинофестивале shnit
Стиль
Впечатления Эксперименты с точками и секундами: что покажут на кинофестивале shnit
Впечатления

Эксперименты с точками и секундами: что покажут на кинофестивале shnit

Кадр из фильма «Вадим на прогулке»
Кадр из фильма «Вадим на прогулке»
Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit проходит в Москве до 27 октября. О своих любимых участниках программы экспериментального кино рассказывает куратор MIEFF Дмитрий Фролов

Фестиваль shnit — один из крупнейших в мире смотров короткометражного кино, проходящий в семи городах мира. Один из них — Москва, расширившая фестивальную географию еще восемь лет назад. Однако только в этом году в московской программе наконец-то появилась секция, посвященная экспериментальному кино.

Этот вид экранного искусства становится для российского зрителя более привычным и востребованным, меняется и отношение к большинству его авторов. Движимые энтузиазмом и художественными идеалами, они часто снимают фильмы на собственные средства, находясь на обочине киноиндустрии и ее финансовых потоков. Фестиваль shnit помогает художникам и режиссерам, а в поддержке участники сообщества экспериментального кино нуждаются в первую очередь.

Хорошо понимая специфику этого художественного производства, интернационального по своей природе и стремящегося преодолевать любые культурные границы, отборщики фестиваля включили в программу shnit EXPERIMENTS фильмы из семи стран мира: от Японии до Французской Гвианы, и в том числе одну работу из России. Среди них оказались работы как уже отмеченные наградами, так и менее известные мировой публике. 

Показы программы пройдут 26 октября в «Гараже» и 27 октября в Мультимедиа Арт Музее.

«13»

Режиссер Синья Исобэ

Наиболее интересный фильм программы может показаться одновременно самым неприметным. Уже само его название «13» намекает на минималистский уклон автора, сообщая лишь о формальном приеме, положенном в основу работы: японский режиссер Синья Исобэ составил свой фильм из ряда кадров с одинаковой длиной в 13 секунд. Но за этим неприметным фасадом скрываются кропотливая работа, направленная на созерцание времени и пространства и исследующая природу кинематографического изображения. Исобэ сделал свой фильм, используя возможности исключительно аппарата аналогового кино. С помощью метода замедленной съемки он в течение пяти лет снимал восход солнца на 16-миллиметровую пленку с одной и той же точки. Получившийся фильм можно воспринять и как нейтральную хронику течения времени, и как глубоко личный дневник, и как акт саморефлексии, и как ожившую абстрактную живопись.

Вместе с тем простое и привычное движение небесного тела оказывается здесь поводом для глубокой медитации о свойствах зрения и практиках потребления изображений. Захваченные потоками цифровых образов, сегодняшние зрители разучились видеть подлинную и базовую красоту мира. Фильм Исобэ схлопывает время и возвращает нам утраченную способность созерцать космос. Неудивительно, что эта картина оказалась отмеченной в профессиональной среде: на старейшем американском фестивале экспериментального кино в городе Анн-Арбор она завоевала главный приз.

Фото: пресс-служба
 

«Вадим на прогулке»

Режиссер Саша Свирский

Еще один фестивальный хит — анимационный фильм участника 2-й Триеннале российского современного искусства Саши Свирского «Вадим на прогулке» — был впервые показан в конкурсной программе короткого метра Берлинале, а затем получил награды нескольких международных кинофестивалей. Этот во многом абстрактный и местами психоделический рассказ о человеке по имени Вадим строится на английской идиоме think outside the box, которая означает способность нестандартно мыслить и предлагать новые идеи и перспективы. В начале фильма главный герой скован сомнениями и страхом, которые не позволяют ему выбраться из тесной коробки, ставшей для него домом.

Экзистенциальные переживания, которые покажутся знакомыми многим, приводят Вадима к трансформации и духовному перерождению. И хотя выход в открытый мир кажется опасным предприятием, он все же решается на него, что постепенно делает уже бывшего обитателя коробки счастливым. Техничная и сложная образность фильма, 8-битная музыка и игра с языком, в которой заметна динамика от простого к сложному, превращают фильм Саши Свирского в элегантное и выразительное высказывание о творческой реализации, необходимой каждому человеку. При желании «Вадима на прогулке» можно рассмотреть и из перспективы набившего оскомину опыта социальной изоляции. Впрочем, трактовки фильма не ограничиваются и этим, что делает его еще более ценным.

«Толстые воры» и «пойти по груше»: 12 самых странных английских идиом

Фото: пресс-служба

«Королева точек»

Режиссер Майкл Лайонс

Немой фильм-посвящение знаменитой японской художнице Яёе Кусаме, которой в этом году исполнилось 92 года. За свой художественный метод, важной частью которого стали яркие цветные паттерны с характерными кругами, она получила прозвище «королева точек». Иммерсивные инсталляции и скульптуры Кусамы играют со зрительским восприятием и стремятся погрузить человека в мир ее психики, полной навязчивых идей, фобий и повторений. Этот фильм-коллаж составлен из большого количества фотографий художницы разных лет. Режиссер Майкл Лайонс составил из них лаконичную и интенсивную структуру, используя быстрый агрессивный монтаж и технику фликер-фильма, то есть эффект яркого мерцающего света.

Фото: пресс-служба

Помимо этого приема, призванного оживить фотографические снимки благодаря оптической иллюзии, режиссер дразнит зрителей с синдромом трипофобии (боязни кластерных отверстий). Может показаться, что эти формальные решения становятся даже более смелыми и провокативными, чем эксперименты самой Кусамы. Но вернее будет сказать, что фильм конгениален искусству художницы — он использует возможности медиума движущегося изображения, чтобы воздействовать на глубокие уровни восприятия. Именно фликер как форма обращения напрямую к сетчатке глаза и базовым механизмам обработки визуальной информации становится зеркальным отображением метода Кусамы.

Под присмотром Мельеса и луны: как прошел IX кинофестиваль «Короче».