Стиль
Впечатления Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»
Стиль
Впечатления Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»
Впечатления

Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»

В 2017 году Адель случайно разломала статуэтку «Грэмми» за альбом года и предложила разделить ее с Бейонсе, чей альбом «Lemonade» посчитала более достойным победы
В 2017 году Адель случайно разломала статуэтку «Грэмми» за альбом года и предложила разделить ее с Бейонсе, чей альбом «Lemonade» посчитала более достойным победы
В ночь с 14 на 15 марта в Лос-Анджелесе пройдет 63-я церемония вручения премии «Грэмми». Журналист и музыкальный критик Игорь Цалер размышляет, нужна ли раздача позолоченных граммофонов в 2021 году
Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»

Игорь Цалер,

журналист, музыкальный критик, создатель канала «Музыка. История, открытия, мифы» в «Яндекс.Дзен»

В последние годы премия «Грэмми» превратилась в грушу для битья, на которой отводят душу критики, активисты-общественники и недовольные артисты. Недалек тот день, когда золотая статуэтка, служившая знаком признания и гарантировавшая успех, перейдет в разряд блестящих безделушек. Собственно, уже во многом перешла.

Над золотым граммофончиком потешались еще создатели «Симпсонов» в махровые 1990-е: наградная статуэтка в одной из серий полетела с балкона. «Грэмми» уже давно как «Песня года». Объявление о 63-й церемонии было встречено критикой со стороны суперзвезд и равнодушием со стороны широкой публики. Лишенный номинаций The Weeknd заявил в Twitter: «"Грэмми" по-прежнему коррумпирована». Рэпер Дрейк сравнил премию с «родственником, от которого вы все время ждете, что он возьмет себя в руки, но он не способен изменить свой образ жизни».

В эпоху пандемии «Грэмми» как-то особенно поблекла. Обошлись же без чемпионатов мира и «Евровидения» — и никому хуже не стало. В 2020 году телевизионные рейтинги трансляции премии обновили исторический минимум, побив антирекорд 2006 года. Заодно и показатели конкурирующих шоу вроде Billboard Music Awards поплыли вниз. И это в условиях, когда зрители изнывали от скуки и были прикованы к диванам.

Неужели кто-то будет отсчитывать свои эстетические вкусы от «Грэмми»? Вряд ли. В эпоху Instagram и стриминга церемонии в роскошных залах воспринимаются как дорогостоящее излишество из старорежимных времен. Успех в наши дни измеряется не тиражами проданных альбомов, а количеством прослушиваний на Spotify и Apple Music, просмотров на YouTube. В конце концов, недавняя победительница «Грэмми» Билли Айлиш вышла на широкую публику после того, как ее ранние треки стали вирусными на Soundcloud.

Билли Айлиш с братом Финнеасом О’Коннеллом на 62-й церемонии вручения премии «Грэмми» в 2020 году
Билли Айлиш с братом Финнеасом О’Коннеллом на 62-й церемонии вручения премии «Грэмми» в 2020 году

Год за годом списки номинантов и победителей «Грэмми» практически не отражают сдвигов в поп-культуре — рэп вообще появился в номинациях лишь в 1989-м. Голосуют за них безымянные консерваторы-продюсеры, которые могут не разбираться в хэви-метал и классике, не следят за чартами. Ники Минаж в 2012 году уступила фолк-группе Bon Iver, хотя могла похвастаться одновременно семью песнями в хит-параде Billboard. В ответ многие звезды просто игнорируют церемонию и не чувствуют никакого ущерба для себя.

Вдобавок к этому в прошлом году Академия звукозаписи погрязла в политических дрязгах: увольнения, обвинения, судебные иски — тут уже не до музыки.

За неделю до проведения 62-й церемонии «Грэмми» от должности отстранили Дебору Дуган — первую женщину, ставшую во главе Национальной академии науки и искусства звукозаписи. Инициированная Академией проверка показала, что Дуган превышала полномочия по отношению к своей подчиненной. В ответ она обвинила одного из членов Академии в харассменте, а своего предшественника в изнасиловании исполнительницы. Свое увольнение Дуган связывает с тем, что попыталась реформировать Академию, покончив с коррупцией, мизогинией и расовыми предрассудками.

Стремясь соответствовать моменту, продюсеры стараются модернизировать и разнообразить шоу, отсчитываются о борьбе с расовым и гендерным неравенством. Но сетуют, что невозможно удовлетворить всех сразу: Лорд — единственная женщина, номинированная в категории «Альбом года» в 2018 году, — так и не получила возможности выступить с сольным номером. Зато в 2021-м впервые в истории премии в категории «Лучшее рок-исполнение» представлены только женщины или группы, лидерами которых являются женщины.

Тем не менее «Грэмми» — это престиж. Собственно, любые церемонии награждения — события, созданные ради рекламы, но «Грэмми» обладает весом (пока) благодаря своей богатой истории. Мир помнит, как Йоко Оно получила посмертную премию за Джона Леннона, Майкл Джексон удостоился восьми наград в 1984 году, Эминем спел с Элтоном Джоном в 2001-м. Войти в историю, стать частью традиции — мечта любого артиста.

А еще «Грэмми» — это деньги. Зрители охотнее идут на фильм, отмеченный «Оскаром». Здесь тот же эффект. После церемонии номинированные и выигравшие альбомы по-прежнему ползут вверх, а иногда и взлетают в хит-параде. Так было и в 2019-м с альбом года «Golden Hour» Кейси Масгрейвс (он вернулся в топ-10 Bilboard 200), и в 2020-м с «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» Билли Айлиш (он вновь возглавил австралийский чарт). Памятуя об этом, команда Карди Би решила не подавать заявку на номинацию сингла «WAP» в этом году — он и так побил всевозможные рекорды в 2020-м, а вот к выходу предстоящего альбома граммофон будет как нельзя кстати. Так что пока эффект «Грэмми» сохраняется (и, разумеется, при благополучной эпидемиологической ситуации), в зале награждения всегда будет людно. 

В 2021 году вручение премии Национальной академии науки и искусства звукозаписи проходит в 63-й раз. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе: у нее их девять в восьми категориях за трек «Black Parade» и дуэт «Savage» с Megan Thee Stallion. Победив во всех, она могла бы собрать рекордное количество граммофонов за один вечер. На победу в самой престижной номинации — «Альбом года» —  претендуют Тейлор Свифт, Coldplay, Haim, Дуа Липа, Black Pumas, Post Malone, Джене Айко и Джейкоб Кольер. 

В историю «Грэмми» в этом году уже вошла Мики Гайтон: она стала первой темнокожей исполнительницей, номинированной за сольную запись в стиле кантри. Если BTS возьмут статуэтку в категории «Лучшее поп-исполнение дуэтом/группой», то они будут первыми k-pop-исполнителями, победившими на «Грэмми».

Сама церемония из-за коронавирусных ограничений пройдет без зрителей, а трансляция будет состоять из живых и записанных ранее выступлений. В списке артистов, которые появятся на сценах (их сразу четыре), — Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Haim, BTS, Карди Би и Megan Thee Stallion, откроет церемонию Гарри Стайлс. Одним из исполнительных продюсеров церемонии стал Джесси Коллинс, который отвечал за постановку шоу The Weeknd во время Супербоула. Интересно, что исключение канадца из числа номинантов связывают именно с тем, что тот предпочел выступление на Супербоуле «Грэмми».