Как превратить упаковочную бумагу в искусство? Отвечает O Paper Paper
Новогодние подарки всегда упакованы в типовую красно-бело-зеленую бумагу а-ля «рождественский леденец» или в бумагу с россыпью елок, снеговиков и снежинок. «Как бы не так», — отрежут фантазерки Саломея Медзмариашвили и Нино Бубницкая, основательницы O Paper Paper — бренда упаковочного крафта и канцелярии с впечатляющими иллюстрациями. Отрежут лингвистически и следом отрежут физически лист совершенно сказочной упаковочной бумаги, например с зефирным «Отелем "Гранд Будапешт"» — хитом продаж прошлого года. А в довесок снабдят конвертом и открыткой с той же иллюстрацией. Оформление полного цикла — удачно воплощенная идея Нино: мол, получатель подарка должен испытать тройной вау-эффект, распаковывая вещи слой за слоем.
Идею возникновения O Paper Paper — бессменного участника ярмарок и маркетов дизайнерских украшений — девушки никогда не скрывали: «Мы всегда были в поиске особенной бумаги для упаковки подарков. Жадно пытались привезти ее из разных стран, но родственников и друзей всегда оказывалось больше, чем мог вместить в себя чемодан». Истину «хочешь сделать хорошо — сделай сам» подруги воплотили в жизнь с нуля: Нино шагнула в мир подарочной атрибутики из кресла банковского работника, а Саломея — с учебной скамьи факультета театрального продюсирования. «Мои навыки ведения бизнеса ограничивались тем, что я могла перевыпустить банковскую карту», — шутит она. Не то чтобы в России ниша была не занята — заглянуть хотя бы в любой цветочный магазин в пределах Садового кольца: уж открыток и лент для упаковки вам отвесят. Вопрос во внешнем виде и подходе к делу.
«Мы решили — пожалуй, первыми в России — обыграть тему кино и выпустить бумагу с "Отелем «Гранд Будапешт»" неслучайно: Нино — большая поклонница Уэса Андерсона», — объясняют совладелицы бренда. — Мы рассчитывали, что за бумагой придут такие же ярые фанаты режиссера, правда, полагали, что это будет пара-тройка человек. Ошиблись». Розовая канцелярия — до сих пор визитная карточка бренда и предмет вожделения ценителей упаковочного искусства.
Впрочем, не «отелем» единым. «Прилавок» бренда переливается иллюстрациями авторства многих художников: от нежных цветов и ироничного осьминога с бокалом беллини до Елизаветы II, Вуди Аллена с пометкой «Никто не вудиаллен» и агента Купера. «Наши ленты Instagram процентов на 95 состоят из аккаунтов иллюстраторов, — объясняет Саломея. — Мы либо выкупаем понравившуюся нам картинку, либо, если она уже занята, просим художника отрисовать картинки из нашей головы в своем стиле и определенных цветах». За два года существования O Paper Paper пополнился иллюстрациями художников из Белоруссии, Грузии и США, Британской школы дизайна и Московского университета печати. Нино и Саломея дают максимальную свободу творчества: забраковали от силы четыре варианта бумаги. «То ли сами плохо объяснили, то ли художники нас недопоняли», — пожимают они плечами. Недопонимание возникает скорее на производстве: «Проблема любых фабрик — не важно, что они производят, — человеческий фактор», — поясняет Саломея, не без улыбки вспоминая историю: к ним обратилась компания (корпоративные заказы — ощутимый источник дохода O Paper Paper) с брендовым оранжевым цветом. O Paper Paper должны были отдать определенное количество лент и канцелярии в этом цвете. Пришли на фабрику (кстати, производится упаковочная продукция в Подмосковье, на фабрике с 80-летней историей) и ахнули: заказанное в совсем другом оттенке. «Ну все равно же оранжевый», — развели руками работники. «Ты можешь сто раз все скрупулезно объяснить, а на выходе получить все равно не то», — вздыхает Нино. Тем не менее девушки добиваются ровно тех оттенков и цветов, которые представили себе изначально или утвердили с заказчиком: «У нас в голове абсолютно четкая палитра: одних только оттенков голубого несколько штук». Доказательства — в Instagram. Арсенал цветов — одна из фишек O Paper Paper, взгляните хотя бы на этот оливковый конверт. Самодостаточный романтический подарок. Вторая — калейдоскоп товаров. Не канцелярией единой: все-таки упаковка подарков и сопроводительные мелочи — дело сезонное. В межсезонье девушки решили радовать клиентов чехлами для смартфонов (пожалуй, самый ходовой товар), кружками, шопперами, планнерами и попсокетами.
На вопрос, могут ли появляться у бренда иллюстрации с актуальным социальным подтекстом, они отвечают уверенным «нет». «Мы несем добро и красоту и стараемся не высказываться там, где наше мнение не важно». Впрочем, они все-таки выпускали открытки на злобу дня: «Covid разрушил твой день рождения. С прошедшим!» «Это максимум, который мы себе позволили, — объясняет Саломея. — Выпустили открытки, когда поняли, что люди начали с иронией относиться к ситуации и не обидятся на нас».
Саломея и Нино не считают, что вершат революцию в мире упаковки подарков: люди и раньше понимали важность обертки, но не всегда соглашались с ценой. «Купив в подарок помаду за 1600 рублей, вы вряд ли будете упаковывать ее в бумагу за три тысячи», — поясняет Нино. По словам подруг, продавцы упаковочной бумаги считают каждый дополнительный миллиметр, потраченный на обертку конкретного подарка, да еще и за расположение банта на коробке могут попросить надбавку. «Мы все еще не бизнесмены, — комментируют девушки. — Ставим себя на ту сторону прилавка и понимаем, какую цену за упаковку готов отдать клиент». В этом еще одно конкурентное преимущество O Paper Paper. Бренд может похвастать одними из самых низких (если не самыми) ценниками: самая дорогая позиция — огромная коробка за 3100 рублей, остальные «лоты» редко дотягивают до 500 рублей.
Во что же упаковывать подарки к долгожданному 2021 году? Бренд вернулся к неисчерпаемой теме кино и попросил иллюстратора Олю Левину изобразить героев фильма «Один дома», а еще — обыграть советское застолье. Кевин Маккаллистер, мама Кевина, шампанское, бенгальские огни, старые елочные игрушки и прочие сельди под шубой — вот тренд открыток, конвертов, лент и упаковочной бумаги ближайших предновогодних и новогодних недель.