Стиль
Впечатления С Бродвея на экран: 5 фильмов, которые сначала были мюзиклами
Стиль
Впечатления С Бродвея на экран: 5 фильмов, которые сначала были мюзиклами
Впечатления

С Бродвея на экран: 5 фильмов, которые сначала были мюзиклами

Кадр из фильма «Звуки музыки»
Кадр из фильма «Звуки музыки»
Чего стыдится Джули Эндрюс? Почему Пирс Броснан согласился сыграть в музыкальном фильме? «РБК Стиль» разобрался в том, как появились самые успешные экранизации бродвейских постановок.

В конце 2019 года вышла экранизация одного из самых знаменитых и долгоиграющих бродвейских мюзиклов. Картина «Кошки», в которой сыграли Тейлор Свифт, Джеймс Корден и Иэн Маккеллен, вызвала негативную реакцию критиков и большинства зрителей. По мнению The Guardian, звездный актерский состав не смог спасти режиссера Тома Хупера. Это не единственный пример неудачной киноверсии успешного шоу. В 2002 году автор картины «Бэтмен навсегда» Джоэл Шумахер экранизировал «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера. Критики назвали картину грандиозной, но при этом слишком театральной и скучной. Однако не все попытки воспроизвести знаменитые бродвейские постановки на экране заканчивались неудачей, а некоторые киноверсии по популярности обогнали театральные оригиналы.

 

«Вестсайдская история»
Режиссеры Роберт Уайз, Джером Роббинс, 1961

Композитор Леонард Бернстайн и поэт и драматург Стивен Сондхайм перенесли действие шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» на улицы Нью-Йорка 50-х годов. Премьера истории о влюбленных из противоборствующих нью-йоркских банд состоялась в 1957 году на сцене театра Winter Garden. «Вестсайдская история» получила две награды «Тони» и специальную премию «Театральный мир» за выдающийся актерский дебют на Бродвее.

Однако фильм опередил мюзикл по популярности и количеству премий — картина Роберта Уайза и Джерома Роббинса получила десять «Оскаров» и до сих пор находится на втором месте в списке лучших фильмов-мюзиклов Американской академии киноискусства, уступая лишь «Поющим под дождем». В главной роли снялась голливудская актриса русского происхождения Натали Вуд, которой «Вестсайдская история» принесла мировую известность.

 

«Звуки музыки»
Режиссер Роберт Уайз, 1965

В основе сюжета мюзикла, признанного классикой Бродвея, лежит книга мемуаров австрийской певицы Марии фон Трапп «The Story of the Trapp Family Singers». Баронесса фон Трапп начала руководить семейным хором, чтобы помочь родным выбраться из финансовой ямы в 30-е годы. Премьера мюзикла — последней совместной работы звездного дуэта композитора Ричарда Роджерса и поэта Оскара Хаммерстайна — состоялась в 1959 году. Постановка получила пять премий «Тони». Некоторые критики упрекали создателей мюзикла в излишней сентиментальности, но песни моментально стали хитами, а газета Times отметила, что «постановка способна взволновать любого».

В 1965 году спектакль экранизировал Роберт Уайз, создатель киноверсии «Вестсайдской истории». Лента получила пять статуэток «Оскар», три «Золотых глобуса» и стала одной из самых популярных в жанре семейного кино. В роли баронессы фон Трапп снялась «королева мюзикла» — британская актриса и певица дама Джули Эндрюс. Постановка не понравилась главной героине настолько, что в 1962 году вместе с комедийной актрисой Кэрол Бернетт она записала сатирический скетч «The Pratt Family Singers». «Стыдно признаться, но мюзикл меня не впечатлил», — призналась Эндрюс в мемуарах о жизни в Голливуде, опубликованных в 2019 году.

 

«Чикаго»
Режиссер Роб Маршалл, 2002

В начале 20-х годов Морин Даллас Уоткинс освещала для газеты Chicago Tribune два не связанных между собой, но одинаково заинтересовавших публику судебных процесса. Репортажи о женщинах-убийцах — джазовой певице Белве Гэртнер и бухгалтере Бьюле Эннан — легли в основу пьесы «Чикаго», которую Уоткинс написала в 1926 году. Полвека спустя, в 1975 году, на бродвейской сцене состоялась премьера мюзикла. Первая постановка была номинирована на театральную премию «Тони», но не получила ни одной награды. В 1996 году мюзикл запустили заново, и на этот раз «Чикаго» собрал несколько статуэток, в том числе за лучшую хореографию и режиссуру и стал вторым по продолжительности присутствия на Бродвее после «Призрака оперы».

Однако, в отличие от экранизации произведения Ллойда Уэббера, фильм «Чикаго» оказался еще успешнее театральной постановки. Автором киноверсии стал Роб Маршалл, который в 1999 году дебютировал с телеадаптацией другого знаменитого мюзикла «Энни». Главные роли в фильме исполнили Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир и Рене Зеллвегер. Лента получила шесть статуэток «Оскар», три премии Гильдии киноактеров США и «Грэмми» за лучший саундтрек.

 

«Mamma mia!»

Режиссер Филлида Ллойд, 2008

Мюзикл «Mamma Mia!», созданный на основе 22 песен шведской группы ABBA, входит в число десяти постановок, которые держатся на бродвейской сцене дольше всех. А еще это самый успешный музыкальный спектакль в истории российского шоу-бизнеса, который установил рекорд по сборам и популярности. (Исполнительницу главной партии в российском шоу, Наталию Быстрову, участники ABBA назвали «лучшей Софи в мире».)

Автором фильма выступила британский театральный режиссер Филлида Ллойд. По легенде, Пирс Броснан, подписывая контракт на съемки, не подозревал, что согласился на роль в мюзикле — он знал только, что съемки пройдут в Греции и одну из главных ролей сыграет Мэрил Стрип. По словам Броснана, этого было достаточно — он готов был принять участие в любом проекте вместе с актрисой: «Это же та великолепная блондинка, которой я восхищался в театральной школе». Впрочем, актер не единственный поклонник Стрип в этой картине. Песня «The Winner Takes It All», записанная с одного дубля, так покорила Бенни Андерссона, что композитор назвал артистку чудом.

 

«Отверженные»
Режиссер Том Хупер, 2012

Мюзикл, основанный на одноименном романе Виктора Гюго, впервые поставили в 1980 году в Париже. Лондонское, а затем бродвейское шоу отличались от первоначальной французской версии. Автор английского либретто Герберт Крецмер дописал пролог о жизни Жана Вальжана и переработал диалоги так, что актеры стали произносить речитатив под музыку. После успешной премьеры в Лондоне в 1985 году создатели спектакля обратились к продюсеру Камерону Макинтошу, поставившему на Бродвее «Кошек». Американская премьера состоялась в 1987 году в Бродвейском театре, затем постановка появилась и на других сценах.

Экранизация мюзикла тоже связана с историей «Кошек» — режиссером «Отверженных» стал Том Хупер. В фильме сыграли Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем-Картер и Саша Барон Коэн, а в эпизодах появились актеры, занятые в театральной постановке. Саундтрек немного отличается от мюзикла — для киноверсии композитор Клод-Мишель Шенберг написал дополнительные музыкальные номера и песню «Suddenly».