Стиль
Впечатления Гонка с большой буквы: что такое регата Rolex Sydney Hobart
Стиль
Впечатления Гонка с большой буквы: что такое регата Rolex Sydney Hobart
Впечатления

Гонка с большой буквы: что такое регата Rolex Sydney Hobart

Фото: пресс-служба
Казалось бы, Рождество никак не ассоциируется с парусным спортом. Если только вы не оказались в Австралии, где в день, когда весь католический мир открывает подарки, стартует одно из главных парусных соревнований года — Rolex Sydney Hobart Yacht Race.

Декабрь — пик австралийского лета — считается одним из самых активных туристических месяцев. В четверг 26 числа в 13:00 по австралийскому восточному поясному времени в Сиднее (05:00 по Москве) на берегу гавани сотни тысяч человек будут следить за стартом гонки (и еще миллионы — в прямой телетрансляции). Соревнование, которое Австралийский клуб круизных яхт (CYCA) организует совместно с Королевским яхт-клубом Тасмании (RYCT), — одно из самых зрелищных событий в мире парусного спорта, включенное в список главных достопримечательностей страны. Австралийцы часто называют Rolex Sydney Hobart «The Race» или просто Гонка.

За свою историю регата, отмечающая в 2019 году 75-летний юбилей, обросла огромным количеством легенд и мифов. Она притягивает яхтсменов сложностью маршрута протяженностью 628 морских миль, ощущением душевного подъема, которым сопровождается борьба со стихией, и радостью свершения, которую спортсмены испытывают на финише. Грозная репутация гонки объясняется тем, что она проходит через бурные и опасные воды.

Трофей регаты Rolex Sydney Hobart — часы Oyster Perpetual Yacht-Master II
Трофей регаты Rolex Sydney Hobart — часы Oyster Perpetual Yacht-Master II

После старта в гавани Сиднея участникам регаты предстоит пройти по морю до исторического портового города Хобарт на Тасмании. Их путь лежит вдоль побережья Нового Южного Уэльса в Тасмановом море по восточному краю Бассова пролива и вдоль восточного побережья Тасмании. Затем, повернув в залив Сторм, участники преодолеют финальный этап по реке Деруэнт до Хобарта. Погода и мореходные условия здесь очень изменчивы, что иногда приводит к драматическим последствиям. Самый страшный инцидент произошел в 1998 году, когда ураганный шторм вызвал крушение пяти яхт в Бассовом проливе и унес жизни шести моряков. Организаторы отреагировали на это трагическое событие введением новых правил и усилением мер безопасности.

В этом году главную проблему для организаторов представляет смог, окутавший Сидней из-за масштабных лесных пожаров, бушующих на континенте с середины октября. На территории штата Новый Южный Уэльс, столицей которого является Сидней, уже выгорело 2,7 гектара леса. Дым сильно осложнил навигацию в проливе и уже стал причиной отмены другой регаты — Big Boat Challenge.

Фото: пресс-служба

Пока же пожарные борются с огнем, парусный мир затаился в предвкушении. Гонка обещает быть рекордной за последние годы по количеству участников: к середине ноября заявки подали 170 экипажей из разных стран. В авангарде флота пять 100-футовых (30,5-метровых) макси-яхт, а это значит, что, возможно, нас ждут захватывающие морские дуэли. Кому-то из них достанется главный приз регаты — Кубок Таттерсола и часы Rolex с памятной гравировкой, присуждаемые за победу в общем зачете. Часовой гигант спонсирует гонку с 2002 года, и сегодня Rolex Sydney Hobart Yacht Race входит в тройку классических 600-мильных гонок вместе с Rolex Fastnet Race у берегов Англии и Rolex Middle Sea на Мальте.

Заурядное начало

75 лет — немалый срок для регаты, и чтобы понимать ее масштаб, следует вспомнить 1945 год. На старт первой гонки вышли девять экипажей, а победу одержала 35-футовая Rani под командованием капитана Джона Иллингуорта. Британский офицер был приглашен, чтобы придать солидности регате, и именно он настоял на том, чтобы сделать ее соревнованием, а не символической морской прогулкой, как планировалось первоначально. То была совершенно другая эпоха: в послевоенные годы ощущался сильный дефицит даже самых обычных материалов. Меры безопасности были минимальными, навигационными приборами служили секстан и компас. У некоторых экипажей не было радиосвязи, поэтому метеосводки и предупреждения до них не доходили.

Фото: пресс-служба

Когда Rani прибыла в Хобарт вечером накануне Нового года, экипаж не имел ни малейшего представления о своем положении относительно других участников. Полагая, что его судно пришло последним, Иллингуорт был крайне изумлен, когда узнал, что Rani — чуть ли не самая маленькая из участвующих яхт — финишировала раньше остальных. К тому же британцы победили и в общем зачете. Поэтому экипаж яхты и ее владелец прославились как первые обладатели Кубка Таттерсола.

Надежда греет наши души

Сегодня мы живем в совершенно другой реальности. Благодаря передовым технологиям яхты стали легче и быстрее, улучшились системы управления и парусная оснастка. Метеосводки доступны всем — как и данные, облегчающие навигацию и помогающие выбирать правильную тактику. Следить за состязанием можно в режиме реального времени. Тем не менее коринфский дух, подпитывавший основателей гонки, и радость от успешного прохождения легендарного маршрута продолжают звать яхтсменов в путь.

Фото: пресс-служба

Возможность испытать себя, свою команду, быть первым привлекала в сиднейскую гавань многих сильных мира сего. Обладателями Кубка Таттерсола становились бывший премьер-министр Великобритании сэр Эдвард Хит на яхте Morning Cloud (1969) и медиамагнат, основатель CNN Тед Тернер на American Eagle (1972). Ни один экипаж не смог превзойти рекорд по числу завоеванных кубков со времен яхты Freya, которая принадлежала братьям Халворсен и три раза подряд становилась победителем гонки в 60-е годы.

Но это победы в общем зачете, результаты которого подсчитываются по системе гандикапа. А есть еще одна немаловажная награда.

Яхту, которая первой финиширует на Rolex Sydney Hobart Yacht Race, ждет восторженный прием в Хобарте и приз Line Honours. Среди победителей гонки: легендарный французский яхтсмен Эрик Табарли на Pen Duick II (1967), основатель SAP Гассо Платтнер на Morning Glory (1996) и председатель совета директоров Oracle Ларри Эллисон на Sayonara (1995, 1998).

Теоретически любая яхта имеет шанс выиграть, что доказывают недавние победы Wild Rose (43 фута), Loki (60 футов) и Wild Oats XI (100 футов). Среди участников много яхтсменов-любителей (если этим термином можно назвать тех, кто на протяжении последних 50 лет ежегодно выходит на старт одного из самых сложных в мире парусных маршрутов). Нельзя забывать и о том, что в парусном спорте многое зависит от везения и случая. Шанс оказаться на почетном пьедестале крайне мал, но, может быть, надежда и служит главным двигателем парусного спорта.