Впечатления «Хан Соло» как олицетворение корпоративного кино
Впечатления «Хан Соло» как олицетворение корпоративного кино
Впечатления
«Хан Соло» как олицетворение корпоративного кино
© kinopoisk.ru
В прокат вышел новый фильм из «вселенной «Звездных войн» — на этот раз приквел о молодости Хана Соло, сыгранного в первых трех картинах Харрисоном Фордом. Кинообозреватель Геннадий Устиян объясняет, почему такие премьеры похожи на филиалы «Макдоналдса».

Когда больше сорока лет назад Джордж Лукас выпустил свои «Звездные войны», это был рискованный эксперимент: годом раньше, в 1976-м, чемпионами проката были «Рокки», «Звезда родилась» и «Вся президентская рать» — социальные и политические драмы и истории о шоу-бизнесе с самыми яркими звездами того времени. Несмотря на то что «Звездные войны» получили шесть «Оскаров» (в это трудно поверить сейчас, когда «Оскары» получают картины, находящиеся на противоположном от «Звездных войн» жанровом и бюджетном киноспектре), а Джордж Лукас номинировался за режиссуру, новая эпопея сразу стала считаться «непрестижным» зрелищем для подростков.

Однако в следующие десятилетия именно подростки стали определять, какие фильмы соберут кассу. Тинейджерская культура стала доминирующей, а Лукас и его приятель Стивен Спилберг — основателями и идеологами современного блокбастера. В XXI веке франшизы со ста и более миллионными бюджетами оказались главными добытчиками для киностудий, и теперь редкий фильм, выходящий в самый горячий киносезон, с мая по сентябрь, оказывается не спиноффом, ремейком или сиквелом. Пять лет назад Спилберг и Лукас, начинавшие как режиссеры-экспериментаторы, даже пошли против собственного детища, публично заявив, что зависимость от блокбастеров губительна для киноиндустрии не только тем, что сводит появление оригинальных сюжетов и вообще нового кино почти к нулю, но и по экономическим соображениям: стоит провалиться нескольким подряд корпоративным франшизам с многомиллионными бюджетами, как это потянет за собой на дно всю стратегию современных продюсеров.

Блокбастеры действительно проваливаются регулярно: в прошлом году так случилось с «Мумией» (в Америке), «Мечом короля Артура» и «Валерианом» — комиксным сайенс-фикшном Люка Бессона, стоившим около $ 200 млн в производстве.

Но у «Звездных войн» до сих пор явно был иммунитет от провала. Напротив, с того самого момента, как компания Disney купила в 2012-м Lucasfilm и поручила продюсеру Кэтлин Кеннеди создать серию фильмов вокруг наследия Лукаса, «Войны» знали только кассовые победы. Три года назад «Звездные войны: Пробуждение силы» вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории мирового кинопроката, следуя только за «Аватаром» и «Титаником», а «Последний джедай» в прошлом году занял в этом же списке 11-е место. Аналитики прогнозируют «Хану Соло» сборы в этой же лиге, но к очередному фильму обновленной саги все больше становится понятно, что художественные решения и желание снять хорошее кино все больше уступают место «большой игре», в которой каждый фильм работает на всю франшизу, а сюжетные ходы неминуемо предсказуемы, учитывая, что мы, например, давно знаем, что случится потом с Ханом Соло.

 

 

«Найди меня на Татуине», — говорит в «Соло» герой с литературным именем Бекетт (Вуди Харрельсон) молодому пилоту Хану (Олден Эренрайк), и зал издает ностальгический вздох: пора пересмотреть «оригинальную» трилогию. И вот уже студия объявляет о начале работы над спиноффом спиноффа — приквелом о Лэндо Калриссиане, после того как фанаты одобрили дебют Дональда Гловера в этой роли.

Дональд Гловер в фильме «Хан Соло: Звёздные войны. Истории»
© kinopoisk.ru

Но у приятного момента узнавания есть и отрицательная сторона. Уже во время съемок «Соло» Кэтлин Кеннеди уволила режиссеров Фила Лорда и Кристофера Миллера с типичным в таких случаях объяснением — «творческие разногласия». Лорд и Миллер прославились, сняв смешнейшую экшн-комедию «Мачо и ботан» и ее продолжение, и поклонники явно ждали, что в «Хана Соло» перейдет их уникально бравурное мальчишеское чувство юмора. Этого не случилось — в общей картине франшизы ценится соблюдение «фирменной» интонации, а не оригинальная подача. Лорда и Миллера заменили «крепким ремесленником» Роном Хоуардом, который выдал ожидаемый от него результат: качественно и в срок.

Собственно, к качеству фильма претензий нет: он не великий, но и не плохой — из тех картин, у которых на сайте кинорецензий Metacritic вполне сносные 75% положительных отзывов. Элден Эренрайк сыграл Хана Соло ровно и искренне, позволив Дональду Гловеру стать эксцентричным обаятельным второстепенным персонажем. Но Эренрайк ни за что не станет тем любимым героем, каким был Харрисон Форд после выхода «Звездных войн» в 1977-м — констатация этого факта даже обыграна в промоматериалах к выходу «Соло», когда Форд подошел к дававшему телеинтервью Эренрайку и в шутку пытался согнать его с кресла. Публикуя такой вирусный контент, Disney и Lucasfilm доказывают, что умеют «продавать» любимых героев новой аудитории, помня о старой. Жаль только, эти оригинальные идеи осуществляются вне экрана, на котором происходит ровно то, чего ждешь, когда только начинаются начальные титры про «Однажды в далекой галактике».