Не свой жанр: «Скульпторы и livre d’artiste» в Пушкинском музее
Жанр livre d’artiste — «книга художника» — родился в начале XX века во Франции. У его истоков стоял торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар, придумавший соединить книжную форму с работами известных художников и архитекторов. Такие мастера, как Хуан Миро, Марк Шагал и Пьер Боннар, иллюстрировали тексты не менее известных авторов — Стефана Малларме, Поля Верлена и Оноре де Бальзака.
К жанру livre d’artiste Пушкинский музей обращается не впервые, но в этот раз кураторы решили сфокусироваться на печатной графике скульпторов. Выставку открывают работы Огюста Родена. Одним из первых в жанре livre d’artiste был издан роман «Сад пыток» Октава Мирбо. Заказать иллюстрации Амбруаз Воллар решил самому Родену, который в то время уже находился в зените славы. Скульптор не отказался от предложения и создал 18 цветных и два черно-белых изображения. Современники высоко оценили акварели Родена, а его коллега Аристид Майоль даже отдал им предпочтение по сравнению с его скульптурами. Кстати, Майоль тоже работал в жанре livre d’artiste. В Пушкинский музей привезли его иллюстрации к «Науке любви» древнеримского поэта Овидия.
На выставке представлены двадцать два издания livre d’artiste пятнадцати крупнейших скульпторов. Отдельный зал кураторы ответили работам Генри Мура и Альберто Джакометти. История серии офортов английского мастера началась в 1960 году, когда он увидел в доме друга — известного биолога Джулиана Хаксли — череп африканского слона. Мур был заворожен, а спустя несколько лет получил его в подарок. Скульптор установил череп в мастерской и регулярно делал его зарисовки в разных ракурсах. В итоге «страсть» Мура вылилась в livre d’artiste, заказанную издателем Джеральдом Кремером и полностью состоящую из изображений слоновьего черепа.
Что касается Альберто Джакометти, его имя нередко ассоциировалось с Парижем, который он беззаветно любил. Именно французской столице скульптор посвятил зарисовки, вошедшие в издание livre d’artiste «Париж без конца». В отличие от большинства книг, выпущенных в этом жанре, для сборника Джакометти издатель Эжен Териад использовал печать с обеих сторон листа. Издание получилось похожим на записную книжку скульптора с его впечатлениями о любимом городе.
Самым ярким на выставке выглядит зал с работами Жана Арпа и Александра Колдера, стены которого выкрашены в красный цвет. А завершает экспозицию рассказ об американском скульпторе Христо и его жене Жанне-Клод. В 1968 году они обернули полиэтиленовой тканью здание музея Кунстхалле в Берне и перевязали его трехкилометровой нейлоновой веревкой. Страховая компания отказалась подписывать договор с культурной институцией, пока строение было в таком виде. Музею пришлось нанять специальную службу, которая охраняла его от вандалов.
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» продлится в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 2 сентября.