«Мусорное искусство»: арт-объекты, принятые за хлам
Кэрол Мэй «Unhappy Meal»
Швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на завершившейся в Гонконге арт-ярмарке Harbour Art Fair. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «Хэппи Мил» — набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald's. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.
«В своих работах я часто обращаюсь к повседневным объектам, которым придаю новые черты с помощью небольших изменений», — отметила художница. А также добавила, что в творчестве стремится критически взглянуть на современную культуру потребления.
Работа «Unhappy Meal» утеряна не безвозвратно. Предусмотрительная Кэрол Мэй позаботилась об изготовлении 30 таких инсталляций. По данным издания Dazed, арт-объект оценивается в $ 364.
Трейси Эмин «Моя кровать»
В 1998 году британка Трейси Эмин создала инсталляцию «Моя кровать». Пребывая в депрессии, художница несколько дней подряд не покидала комнату и отказывалась от всего, кроме алкоголя. Тогда же родилась идея арт-проекта, представлявшего собой неубранную постель, окруженную пустыми бутылками, использованными презервативами, смятым бельем и мусором. В 1999-м «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Один из смотрителей музея, не поняв задумки Трейси Эмин, решил, что экспонат подвергся атаке вандалов, и прибрал постель, сообщал The Independent.
Позднее инсталляцию Трейси Эмин приобрел коллекционер Чарльз Саатчи, и он же выставил ее в 2014 году на торги Christie’s. Работа оценивалась в $ 1 млн, но в итоге в несколько раз превысила эстимейт и ушла с молотка за $ 4,25 млн. Художница была в зале и сопровождала продажу лота аплодисментами.
Густав Мецгер «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства»
В 2004 году уборщица лондонской галереи «Тейт модерн», приняв один из экспонатов за мешок с мусором, выбросила инсталляцию. Впрочем, с работой Густава Мецгера ошибиться было нетрудно: экспонат с длинным названием — «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства» — представлял собой разъеденную кислотой картину в окружении полиэтиленовых мусорных мешков. После того как часть арт-объекта Мецгера в прямом смысле слова оказалась на свалке, художнику пришлось изготовить новую копию.
Художника Густава Мецгера, скончавшегося в Лондоне в марте 2017 года, называли «мусорным гением». Он создал направление «саморазрушающегося искусства». В своем манифесте 1959 года он так описывал задумку: «Это отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой... в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В инсталляциях Мецгер часто использовал производственные отходы и строительный мусор.
Сара Голдшмид и Элеонора Кьяри «Куда мы идем танцевать этим вечером»
В музее современного искусства в итальянском городе Больцано жертвой уборщиц стала инсталляция «Куда мы идем танцевать этим вечером». Работа двух миланских художниц — Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри — была посвящена эпохе гедонизма и политической коррупции в Италии 1980-х годов, сообщал The Independent. В одном из залов музея авторы разбросали по полу пустые бутылки, окурки и конфетти. Все это уборщица приняла за банальный мусор и тщательно прибралась. Когда музей открылся на следующее утро, в зале не осталось ни следа от арт-объекта. Благо пакеты с арт-мусором не успели далеко увезти. Художницы восстановили инсталляцию.
И просто ананас
Забавный случай произошел в 2017 году на выставке «Look Again» в шотландском Университете Роберта Гордона в Абердине. Двое местных студентов решили проверить, примут ли зрители обычный ананас за арт-объект. Купленный в супермаркете за £ 1 фрукт молодые люди установили на пустую выставочную витрину, писал Daily Mail. На следующий день Руайри Грэй и Ллойд Джек, вернувшись на экспозицию, увидели, что ананас поместили под стекло. Студенты признались, что это не экспонат, а просто ананас, не представляющий художественной ценности.