Стиль
Впечатления 10 лучших фильмов по детективам Агаты Кристи
Впечатления

10 лучших фильмов по детективам Агаты Кристи

Фото: kinopoisk.ru
Агата Кристи — снова популярный автор. В прокат вышли сразу две киноверсии ее книг «Убийство в Восточном экспрессе» и «Скрюченный домишко». «РБК Стиль» вспоминает фильмы по романам Кристи, в том числе российские, которые стоит смотреть в первую очередь.

«Убийство в Восточном экспрессе» (1974, режиссер Сидни Люмет)

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017, режиссер Кеннет Брана)

В самой качественной и коммерчески успешной на сегодняшний день экранизации романа Агаты Кристи, снятой Сидни Люметом в разгар моды на детективы писательницы, есть все фирменные элементы — детектив Эркюль Пуаро, замкнутое пространство (застрявший в снегу поезд), дюжина героев, у каждого из которых есть мотив для убийства, и обязательные звезды первой величины, готовые примчаться на съемочную площадку ради десяти минут на экране, — Альберт Финни, Шон Коннери, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман (получившая за эту роль третий «Оскар»), Жаклин Биссет, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и другие.

Через 43 года Кеннет Брана повторяет этот трюк с некоторыми изменениями. Вместо шведки Греты — испанка Пилар (Пенелопа Крус), вместо белого доктора Арбатнота — чернокожий (Лесли Одом-мл.) Брана пытается адаптировать неспешный ход детектива Кристи к современному темпу, привычному нынешним зрителям, поэтому поезд опасно останавливается над пропастью, чтобы в фильме был хоть какой-то экшн. В 1970-х отмиравшая голливудская система производила фильмы с большим количеством звезд, чтобы заманить зрителей в кинотеатры. Сейчас звезды не так влияют на кассовые сборы, как раньше, и в этом смысле новое «Убийство в Восточном экспрессе» должно пройти важный тест — если оно станет успешным, за ним последуют другие экранизации. Брана это предусмотрел — в финале есть намек на «Смерть на Ниле», прямо как в лучших традициях Marvel. Осталось только новому фильму хорошо пройти в прокате.

 

 

«Скрюченный домишко» (2017, режиссер Жиль Паке-Бреннер)

Редкий экранизированный роман Кристи, где расследование ведет не Пуаро или мисс Марпл, а частный детектив Чарльз Хейуорд (Макс Айронс), согласившийся расследовать убийство главы богатой династии, несмотря на конфликт интересов — недавно он переспал со своей новой клиенткой в Египте. Остроумный текст Кристи (сын покойного встречает Чарльза репликой: «Вы частный сыщик. Вашего отца-полицейского давно убили, и убийцу так и не нашли. Сомнительная рекомендация») произносят звезды первой величины Джиллиан Андерсон, Гленн Клоуз, Теренс Стэмп и Кристина Хендрикс. Режиссер Паке-Бреннер сдвинул время действия с 1949-го, когда был написан роман, в 1957-й — наверное, чтобы внук убитого мог протестовать против взрослых, играя на гитаре рок-н-ролл.

 

 

«Свидетель обвинения» (1957, режиссер Билли Уайлдер)

Билли Уайлдер на протяжении своей исключительной карьеры снимал и нуар («Двойная страховка»), и комедии («В джазе только девушки»), и производственные драмы («Квартира»). Конечно, он не мог не снять одну из лучших экранизаций романа Агаты Кристи об известном адвокате (Чарльз Лоутон), который берется за странное дело — женатый на немецкой певице (Марлен Дитрих) изобретатель (Тайрон Пауэр) обвиняется в убийстве завещавшей ему деньги вдовы, — несмотря на приказ врачей отдыхать и поменьше волноваться. У Уайлдера пикировки адвоката с приставленной к нему медсестрой (Эльза Ланкастер) занимают не меньше времени (и доставляют зрителям не меньше удовольствия), чем основной детективный сюжет.

 

 

«Смерть на Ниле» (1978, режиссер Джон Гиллермин)

Фото: kinopoisk.ru

В 1970-х Джон Гиллермин был тем самым режиссером, к которому обращались киностудии, желавшие снять дорогое эффектное зрелище — именно он стал автором главных блокбастеров десятилетия «Ад в поднебесье» и «Кинг Конг». В его «Смерти на Ниле» Эркюль Пуаро (Питер Устинов) расследует убийство богатой наследницы Линнет Риджуэй (Лоис Чайлз), проводившей с женихом медовый месяц на корабле, сплошь набитом людьми, которым она насолила. Надо ли говорить, что среди подозреваемых сплошь звезды, как и положено в детективе по Агате Кристи: Джейн Биркин, Миа Фэрроу, Дэвид Нивен, Мэгги Смит, Анджела Лэнсбери и Бетт Дэвис.

 

 

«Зеркало треснуло» (1980, режиссер Гай Гамильтон)

Фото: kinopoisk.ru

Тот самый случай, когда писательница, столько вдохновлявшая Голливуд, сама вдохновилась Голливудом. В «Зеркало треснуло» Кристи пересказала историю Джин Тирни, звезды 40-х, которая родила физически неполноценного ребенка после поцелуя больной корью фанатки. Позже Тирни сказала: «После такой трагедии тебе не нужна никакая слава в мире». Кристи, конечно, окружила свою звезду, сыгранную в фильме Элизабет Тейлор, большим количеством подозреваемых, опять же сыгранных звездами — Тони Кертисом, Джеральдиной Чаплин, вездесущей Анджелой Лэнсбери, Роком Хадсоном и Ким Новак.

 

 

«Зло под солнцем» (1982, режиссер Гай Гамильтон)

Фото: kinopoisk.ru

Режиссер Гай Гамильтон, снявший четыре фильма о Джеймсе Бонде, к началу 80-х стал главным специалистом по Агате Кристи. «Зло под солнцем» — типичная экранизация детектива писательницы того времени — уединенный санаторий на острове, яркая, но всех раздражающая героиня Арлина (Дайана Ригг), которую остальные отдыхающие ненавидят до такой степени, что у всех был мотив для убийства. Даже актрисы Джейн Биркин и Мэгги Смит плавно перешли сюда из «Смерти на Ниле», не говоря уже о Питере Устинове, вернувшемся к роли Пуаро (позже он его сыграет еще четырежды).

 

 

«Свидание со смертью» (1988, Майкл Уиннер)

Фото: kinopoisk.ru

За последние 30 лет детективы Агаты Кристи вышли из моды, во всяком случае в кино, в том числе и потому, что в них есть явный колониалистский отголосок, когда богатые англичане ездили по «экзотическим» странам и жаловались там на плохое обслуживание. «Свидание со смертью» — типичная иллюстрация этой ушедшей эпохи, когда было возможным, чтобы живущие с ненавистной приемной матерью взрослые дети громко обсуждали ее убийство из-за измененного завещания в пределах досягаемости слуха Эркюля Пуаро на прогулке в Иерусалиме. Скучающая мамаша (Пайпер Лори), конечно же, убита, и в подозреваемых снова ходит пол-Голливуда во главе с Лорен Бэколл и Кэрри Фишер. После выхода «Свидания со смертью» бум на Агату Кристи в кино (в отличие от многочисленных сериалов на телевидении) пошел на спад.

 

 

«Тайна черных дроздов» (1983, режиссер Вадим Дербенев)

Фото: kinopoisk.ru

Как ни странно, Агата Кристи прекрасно годилась для советского кино, в котором к 1980-м годам благодаря прибалтийской натуре и актерам научились снимать истории из жизни британских аристократов как критику буржуазного образа жизни. Съемки экранизации романа «Карман, полный лжи», написанного Кристи в 1953-м, проходили в Эстонии, выданной за идиллическую английскую глубинку, а начальная заставка снята в Лондоне любительской камерой. Сюжет был перенесен в начало 1980-х, так что в руках у мисс Марпл появился кубик Рубика, а Андрей Макаревич исполнил на английском вместе с Оксаной Шабиной песню «What Is A Love?», к которой написал текст. Андрей Харитонов в роли убийцы и Ита Эвер — мисс Марпл — так были хороши, что появились в другой экранизации романа Кристи «Загадка Эндхауза» (1989).

 

 

«Десять негритят» (1987, Станислав Говорухин)

Фото: kinopoisk.ru

Нехарактерная картина и в фильмографии режиссера Говорухина, и в отношениях Агаты Кристи и кино, «Десять негритят» стали своеобразным позднесоветским неполиткорректным ответом западным интерпретациям, избегавшим слова nigger — на Западе этот детектив известен под названием «…И никого не стало». Забавно, что в советском кино тоже были актеры, специализировавшиеся на экранизациях Кристи — например, Владимир Зельдин перекочевал сюда из «Тайны черных дроздов».

Место Прибалтики занял Крым — картина снималась в поселке Гаспра на территории Ласточкиного гнезда и в Воронцовском дворце. У Говорухина получился один из самых мрачных фильмов по Агате Кристи, в киноверсиях книг которой обычно страсти и эмоции уступают место стилю и манерам. Говорухин же вносит в материал почти классовое осуждение виновников погибших невинных жертв, а судья Зельдина выступает как посланец судьбы, от наказания которой никуда не денется даже самый умный преступник, казалось бы, уничтоживший все улики.