Киноитоги лета-2017: победители и проигравшие
Победители
Снятая Пэтти Дженкинс «Чудо-женщина» стала не только самым прибыльным фильмом в истории, снятым женщиной, но и главным хитом этого лета. При бюджете $150 млн картина принесла в мировом прокате $801 млн (данные цифр сборов здесь и ниже — на 27 августа). Warner Bros. уже снимает вторую часть с той же командой.
Студия вообще стала победителем лета после того, как военная драма Кристофера Нолана «Дюнкерк» совсем не «летнего» содержания (эвакуация окруженных германской армией британских солдат во время Второй мировой войны) при бюджете $100 млн собрала $400 млн в мире и возглавляла в Америке рейтинг сборов за уик-энд две недели подряд, не пустив на первое место легкомысленную детскую комедию «Эмоджи. Фильм». В итоге «Дюнкерк» занял шестое место среди самых прибыльных картин этого лета.
Несмотря на давно идущие разговоры о том, что публика устала от сиквелов, второе место в рейтинге самых прибыльных у «Стражей Галактики 2» говорит о том, что тут важна лояльность бренду (в данном случае Marvel) и способность авторов не разочаровать поклонников предыдущей части. «Стражи Галактики 2» собрали в прокате $862 млн при бюджете $200 млн.
На третьем месте — уже второй за последние полтора десятилетия ребут «Человек-паук: Возвращение домой». Обладающая правами на героя студия Sony на этот раз объединилась с Marvel и включила свою «собственность» в общую марвел-вселенную — в фильме важную роль сыграл Железный человек. Эксперимент прошел удачно — при бюджете $175 млн картина принесла $727 млн в мировом прокате.
Каждое лето несколько фильмов доказывают, что не обязательно тратить сотни миллионов, чтобы сделать успешное кино. Вышедший 24 августа в России «Малыш на драйве» стоил в производстве всего $34 млн, но уже собрал по миру под $200 млн, доказав, что исчезновение фильмов, чья стоимость находится между артхаусом и блокбастерами, сильно преувеличено. То же сделала и «Взрывная блондинка», которая при бюджете $30 млн принесла в прокате $75 млн всего за две недели.
Проигравшие
В общем, главным лузером можно назвать весь летний сезон 2017 года как таковой — к концу августа общие сборы с мая в американском кинопрокате составили $3,59 млрд, что на 13% меньше, чем в прошлом году ($4,1 млрд за тот же период). Летние сборы падают давно, и в этом повинна как долгосрочная тенденция — люди проводят за просмотром сериалов дома больше времени, чем когда-либо, — так и текущая — этим летом вышло слишком много дорогих провальных фильмов, которые не заинтересовали зрителей.
Стоивший в производстве целых $175 млн «Меч короля Артура» Гая Ричи с мировыми сборами $146 млн за три с половиной месяца считался самым громким провалом этого лета (в Америке он и вовсе собрал унизительные $39 млн), пока не вышел «Валериан и город тысячи планет». При бюджете около $200 млн последний фильм Люка Бессона собрал по миру меньше $133 млн.
Результаты лета выражаются не только в цифрах, но и в проявившихся тенденциях, которые скорректируют дальнейшие планы киностудий:
Обострение приступов «сиквелита»
Хотя пятые части «Пиратов Карибского моря» и «Трансформеров», вышедшие этим летом, пристойно прошлись по экранам мира, все же заметны признаки их выдыхания — пятые «Пираты» стали первой частью франшизы, собравшей в Америке меньше $200 млн, а у последних «Трансформеров» был худший первый уик-энд из всех предыдущих — $44 млн. Перезапущенная студией Universal «Мумия» с бюджетом $125 млн собрала в Америке всего $80 млн, так что продюсерам нужно срочно подправить всю концепцию вселенной остальных своих монстров, если хотят добиться с ней успеха, а «Чужой: Завет» собрал в мировом прокате $232 млн — на $170 млн меньше, чем «Прометей», чьим продолжением «Завет» является. В целом сиквелы, годами служившие надежным вложением для киностудий, приносят все меньше денег, длинные франшизы вроде «Пиратов Карибского моря», «Трансформеров» и «Планеты обезьян» ждет логичный финал, а идей для перспективных и новых, если не считать кинокомиксов, почти не видно.
Качество важно
При всех провалах и разочарованиях лета главным его победителем оказался зритель. Обычно трескучие и одинаковые летние блокбастеры низко оцениваются критиками. В этом же году десять самых прибыльных фильмов получили на агрегаторе киномнений Rotten Tomatoes среднюю оценку 72 — что очень высоко, учитывая, что за последние десять лет такой же результат был достигнут всего дважды.
Этим летом посетители мультиплексов выбирали между военной драмой «Дюнкерк», бондом в юбке «Взрывной блондинкой» и экспериментальным хоррором «Оно приходит ночью» — интересными и при этом стопроцентно коммерческими фильмами, и это значит, что требования к качеству легкого развлечения у зрителей высоки, и Голливуду придется с этим считаться. Впрочем, все проблемы голливудских фильмов меркнут перед кризисом российского кино. За все лето только одна наша картина — вышедшая в прокат 17 августа комедия «Бабушка легкого поведения» — собрала в кинотеатрах 130 млн руб. при потраченных 90 млн руб. на производство.
Пересменка звезд
В год, когда зрители выбирают между трансформерами, сыгранными с помощью спецэффектов шимпанзе в «Планете обезьян» и эмодзи, понятно — само понятие кинозвезды как актера, на которого ходят миллионы независимо от качества фильма, уходит в прошлое. Даже в тех редких фильмах, рассказывающих о людях (а на самом деле — о сверхлюдях), произошла смена поколений. Чудо-женщина Галь Гадот, человек-паук Том Холланд и страж Галактики Крис Пратт стали звездами благодаря этим новым ролям, а не были известными до выхода этих картин. И наоборот — средние фильмы вроде «Меча короля Артура» и «Темной башни» не смогли сделать суперзвездами хороших актеров Чарли Ханнэма и Идриса Эльбу, которых зрители любят за другие картины и сериалы. Все, что остается «старым» звездам Джонни Деппу и Курту Расселлу — это искусственное, при помощи спецэффектов, омоложение лет на 20-30 — что с ними и происходит в «Пиратах Карибского моря 5» и «Стражах Галактики 2».
Хоррор приходит летом
Пока несмешные летние комедии — «Спасатели Малибу» ($177 млн в мировом прокате), «Очень плохие девчонки» ($45 млн), «Дочь и мать ее» ($60 млн) — никак нельзя назвать качественным развлечением, хорроры вдруг выстреливают летом, не дожидаясь Хэллоуина. «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» при бюджете $15 млн собрал всего за две недели $176 млн в мировом прокате, а стоивший еще меньше «Оно приходит ночью», действие которого происходит в одном доме и окрестном лесу, получил оценку 88% на Rotten Tomatoes, став одним из самых захваленных фильмов сезона.
Пока в других жанрах кинематографисты не успевают за меняющимися вкусами зрителей и продолжают выдавать штампы, авторы хорроров готовы экспериментировать и удивлять, и продюсерам будущих летних блокбастеров стоит обратить на них внимание уже сейчас.