Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке
![Поддельным мил не будешь: громкие фейки на арт-рынке](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/77/754857855825777.gif)
Франческо Пармиджанино «Святой Иероним»
Полотно «Святой Иероним», приписываемое итальянскому художнику эпохи Возрождения Франческо Маццоле, более известному под прозвищем Пармиджанино, было продано на торгах Sotheby’s еще в 2012 году. Тогда оно ушло с молотка за $842,5 тыс., которые теперь аукционный дом будет вынужден вернуть покупателю.
![Франческо Пармиджанино «Святой Иероним»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/07/754857831435073.png)
Причина — картина оказалась подделкой. Неладное специалисты аукционного дома заподозрили после того, как выяснилось, что полотно перед продажей прошло через руки арт-дилера Джулиано Руффини, который ранее уже был замешан в реализации фейковых произведений искусства. «Святой Иероним» был отправлен на экспертизу, которая выявила наличие на холсте образцов синтетической краски, относящейся к XX веку, сообщал The New York Times.
Лукас Кранах Старший «Венера»
В 2016 году еще одно полотно, ранее проданное на Sotheby’s, назвали подделкой. Речь идет о «Венере» 1531 года Лукаса Кранаха Старшего. В 2013 году на торгах аукционного дома картина за €7 млн была куплена самим княжеским домом Лихтенштейна, а его продавцом выступала лондонская галерея Colnaghi — одна из старейших в мире. Подлинность живописной работы тогда подтвердили специалисты по творчеству Кранаха. Но спустя два года было возбуждено дело об авторстве полотна. В итоге в 2016-м полиция изъяла «Венеру» с выставки в Центре искусств Экс-ан-Прованса.
![Лукас Кранах Старший «Венера»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/55/754857857752554.jpg)
Поддельный Кранах — лишь одна из свыше двух десятков картин старых мастеров, которые фигурируют в деле о мошенничестве, писал в октябре прошлого года портал Artnet. Помимо Кранаха в нем также значатся полотна Франса Хальса, Орацио Джентилески и других. А общий размер финансовых потерь в случае, если картины старых мастеров окажутся поддельными, оценивается в более чем четверть миллиарда долларов.
Караваджо «Юдифь. Усекновение головы Олоферна»
В апреле 2016 года одной из самых обсуждаемых тем у представителей арт-рынка была находка картины «Юдифь. Усекновение головы Олоферна», приписываемой кисти Караваджо. Полотно было случайно обнаружено в одном из частных домов Тулузы. У его владельца протекала крыша, и он отправился искать причину течи. А вместо этого нашел на чердаке картину, которая, по мнению экспертов, может датироваться 1600 годом и принадлежать кисти Караваджо. Правда, последнее все же вызывает сомнения. Есть те, кто считают полотно подлинником и даже называют его самой важной находкой последних 20 лет. А вот эксперт Мина Грегори назвала «Юдифь. Усекновение головы Олоферна» подделкой.
![Караваджо «Юдифь. Усекновение головы Олоферна»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/03/754857842033035.jpg)
Как бы то ни было, полотно уже оценили в €120 млн. Сейчас полотно находится во Франции, где ему присвоен статус «национального достояния». Это значит, что картина не может покинуть страну, а у местных культурных институций есть время, чтобы подумать над ее покупкой. Власти рассудили, что даже если это и не подлинник Караваджо, то в любом случае живописная работа является важным образцом школы художника.
Мебель XVIII века для Версальского дворца
В неприятную историю с покупкой поддельного антиквариата попали и музеи Версаля. Летом 2016-го французская полиция задержала двух специалистов по мебели XVIII века — представителей авторитетных галерей Aaron и Kraemer. Билл Палло и Лоран Кремер обвинялись в том, что выдали за подлинники два мебельных ансамбля, проданные музеям Версаля. Euronews отмечал, что хранители Версаля полагали, что оплаченные из государственной казны предметы интерьера не просто относятся к эпохе Людовика XV, но и принадлежали одной из фавориток императора — мадам Дюбарри.
![Версальский дворц](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/58/754857855285586.jpeg)
На деле мебель, обошедшаяся в несколько миллионов евро, оказалась новоделом. Любопытно, что антиквар Шарль Ореман предупреждал руководство музеев Версаля о покупке подделок, но его словам тогда не вняли.