Стиль
Впечатления «Отмель»: замаскированный триллер о выживании
Впечатления
«Отмель»: замаскированный триллер о выживании
Кадр из фильма «Отмель»
© kinopoisk.ru
Известный по хоррору «Дитя тьмы» и экшенам «Воздушный маршал» и «Ночной беглец», каталонец Хауме Кольет-Серра снял настолько чистое простое кино про девушку на серферской доске и голодную акулу, что достоин только хвалебных отзывов и кассовых побед.

Со времен вершины жанра, спилберговских «Челюстей» (1975) поджанр про противостояние людей и акул (для простоты — «акулье кино») как только ни мутировал. В 1999-м генетически модифицированные акулы истребляли целую группу ученых в «Глубоком синем море», а в относительно недавних «Челюстях 3D» (2011) наивных туристов скармливали акулам ради монетизации YouTube-канала. Каталонский режиссер Хауме Кольет-Серра решил вернуться к истокам и снял фильм с такой простой концепцией — девушка, море, акула — что «Отмель» скорее ближе к минимализму картин о выживании одиночек вроде «Гравитации», «Марсианина», «Изгоя» и «127 часов», чем к предшествующему «акульему кино».

 

 

Если вы смотрели трейлер «Отмели», вас не могло не расстроить, что в нем пересказан почти весь сюжет. Но тут почти и нет никакого сюжета, если не считать «девушка пошла покататься на волнах, и на нее напала акула». Зная об ограничениях, которые накладывает такой концепт, Кольет-Серра сосредотачивается на том, КАК снимать, а не ЧТО снимать. От фильма и правда не оторвать глаз. «Тайный» пляж в мексиканской Тихуане, куда едет студентка медицинского Нэнси, выглядит как мечта любого московского клерка эпохи санкций и слабого рубля (фильм снимался на самом деле в Австралии). Доска скользит по водной глади так, что заняться серфингом захочет даже человек, предпочитающий отдыху на море ковыряние в грядках на даче. Блейк Лайвли в роли Нэнси вгрызается в яблоко (ее единственная еда за несколько дней, не считая краба на выступающем из воды камне) с таким аппетитом и хрустом, что у зрителей непроизвольно пойдет слюна. В общем, это кино снято с профессионализмом рекламщика, который продаст калейдоскоп слепому.

Фильм оставляет все же несколько вопросов пытливому зоологу-недоучке. Зачем акула охотится на людей, если в ее распоряжении гниющая, плавающая на поверхности залива китовая туша, которую хищница, как предполагает Нэнси, охраняет? И второй вопрос: сколько сможет акула подряд съесть людей (а она помимо Нэнси нападает еще на троих, и это, опять же, не считая мертвого кита), прежде чем лопнет от обжорства?

 

 

Но если не думать о таких мелочах (и не обращать внимания на нелепый финал), «Отмель» держит в напряжении. Фильм гуманно длится меньше полутора часов, 80% которых действие, если можно так назвать нахождение Нэнси на выступающем во время отлива из моря камне, происходит на одном пятачке, спасительном и в то же время безнадежном. Можно сказать, что Кольет-Серра выжал из выданных ему условий для работы все возможное — имея в своем распоряжении девушку, акулу и камень, он сделал один из самых эффектных и оригинальных блокбастеров этого лета, и если вспомнить, что идет сейчас в прокате, один из самых непретенциозных.