Какая вы пицца: зачем люди повально проходят тесты в соцсетях
На сайте buzzfeed.com ежедневно выходит от одного до пяти тестов, а самый популярный — «В каком штате вам следует жить» — собрал за два года с момента публикации 43 млн просмотров. В конце декабря 2013 года издание New York Times опубликовало тест HowY’all, Youse and You Guys Talk, определявший регион проживания человека через употребляемые пользователем речевые обороты. И по итогам года этот тест стал самым популярным материалом издания. Количество «лайков» англоязычного портала nametests.com, где публикуются тесты вроде «На какие суши вы похожи?» и «Какой вы скандинавский бог?», превысило 7,1 млн, испаноязычный «залайкали» более 4 млн пользователей Facebook, а русскоязычный — более полумиллиона.
Результат после прохождения теста How Y’all, Youse and You Guys Talk (nytimes.com)
Почему тесты так популярны у пользователей соцсетей и что заставляет нас вывешивать результаты этих опросов на всеобщее обозрение?
|
Это помогает нам |
«Все мы сильно вовлечены в социальные процессы, но просто делаем это по-разному. Участие в тестах, флешмобах, акциях и критика такого участия показывают, что мы более социальны, чем думаем. Подобные тесты хороши для привлечения внимания к себе и к тому образу себя, который мы хотим продемонстрировать другим», — считает гештальт-терапевт Дмитрий Яким. Такое же мнение высказывала и социолог университета Висконсина Кристин Уэлан в интервью NBC News. «Личностные тесты — это способ начать разговор. Они — общий язык, на котором вы можете обсудить значимые для вас вещи», — говорила она. |
Дмитрий Яким |
|
Это удовлетворяет нашу потребность |
«Тесты отвечают ряду человеческих потребностей и создают иллюзию их удовлетворения, — объясняет психотерапевт, кандидат медицинских наук Ольга Мовчан. — Это потребность в самоидентификации, потребность в принадлежности, ощущении себя частью чего-то большего, например, социальной группы или страны, и потребность в самопознании. С помощью тестов можно «узнать» себя практически со всех сторон: и какой ты цвет, и какой античный герой, и какая книга. А например, в тесте «Какие слова отражают вашу жизнь» Facebook подсчитывает частоту слов именно на страничке пользователя, давая пользователю возможность почувствовать себя уникальным». |
Ольга Мовчан |
|
Размещение результатов тестов в соцсетях дает иллюзию возможности продемонстрировать |
«В наше время стала очень цениться самопрезентация, и люди не стесняются открыто заявлять о себе, особенно с помощью интернета, — считает декан факультета дополнительного образования Московского института психоанализа Марина Кузнецова. — Тесты — еще одна возможность показать себя и похвастаться собой: "Посмотрите, какие у меня есть особенности и качества характера" или "Посмотрите, меня сравнили с Моникой Беллуччи, которую все любят"». К тому же, большинство шуточных тестов в соцсетях характеризует проходящего их пользователя только с положительной точки зрения, в них нет никакого негатива. «Независимо от результата, синий вы цвет или оранжевый, снег или радуга, вы окажетесь хорошим и очень значимым. Это доставит удовольствие, даст возможность поделиться с «френдами» псевдодостижениями, получить «лайки» и частично удовлетворить потребность в любви и уважении», — говорит Ольга Мовчан. |
Марина Кузнецова |
|
Это успокаивает. |
«Участие в таких тестах на пике эмоциональных состояний, например, апатии или эйфории, действует на нашу психику как обезболивающее средство, — говорит психолог и основатель Центра определения способностей Who I Am Людмила Салоид. — Они важны для тех, кто не уверен в себе и не получает нужного одобрения в своем окружении. Кроме того, зачастую люди таким образом ищут некие знаки, подтверждения того, что в их судьбе все предрешено, а они сами не в силах ни на что повлиять. Вспомните тест «Какой фильм рассказывает о вашей жизни». Он закрывает сразу две потребности: человек пытается найти объяснение того, что происходит в его жизни, и в то же время видит в результате этого теста заведомый сценарий, которому можно следовать, сняв с себя ответственность за принятие решений». |
Людмила Салоид |