Каннский кинофестиваль начался со скандала
Ее история больше похожа на сказку, чем на быль: судьба наделила американку Грейс Келли ангельской внешностью и красотой. Уже в юные годы она становится моделью, а с 1951 года снимается в Голливуде. 1955 год — пик ее популярности. Молодая актриса привозит на Каннский кинофестиваль фильм «Деревенская девушка» Джорджа Ситона. Ослепительную красавицу приглашают посетить королевство Монако, где ее гидом выступил сам принц Ренье, показавший ей заодно и 235 комнат своей резиденции. После отъезда Грейс между ними завязывается оживленная переписка, которая закончилась тем, что принц приезжает на Рождество в Америку и дарит Грейс весьма необычный и поспешный подарок — обручальное кольцо. Актриса соглашается. И во многом благодаря ей начинается восхождение Монако как налогового рая и спокойной гавани для богатых, красивых и успешных.
Картина должна была рассказать красивую историю любви и успеха королевства, отдав должное и королевской семье. Однако незадолго до открытия Каннского фестиваля династия Гримальди отказалась от приглашения приехать на премьеру фильма. Еще в прошлом году принц Альберт II попросил одного из продюсеров картины показать ему фильм. Он беспокоился, что кинолента будет восхвалять его мать — Грейс Келли, а его отца — принца Ренье III покажет несостоятельным подкаблучником своей жены, сильной и независимой американки. И он оказался недалек от истины.
Много эмоций
Фильм начинается с объявления о королевской свадьбе в апреле 1956 года. Последующие же события развиваются шесть лет спустя, в 1962 году. Грейс Келли (Николь Кидман), до того момента не совсем расставшейся с Голливудом, приходится сделать выбор между ее карьерой и семейной жизнью, отказав Альфреду Хичкоку, предлагавшему ей $1 млн за главную роль в своем фильме «Марни». Одновременно президент Франции Шарль де Голль пытается остановить утечку капитала в Монако и требует, чтобы принц Ренье III (Тим Рот) принял закон, по которому французы, зарегистрировавшие компании в королевстве, платили налоги во французскую казну по французским же ставкам, пригрозив в противном случае устроить карликовому государству «темные времена».
Если верить фильму, именно Грейс помогает своему супругу разрешить политический кризис в стране. Она не только играет роль добродушной хозяйки, угощая французских пограничников плюшками, но и устраивает благотворительный бал в пользу Красного Креста, на котором разжалобила самого де Голля, произносит речь в защиту маленького и отважного государства Монако, выступающего за «правду, справедливость и красоту» в жестоком мире. Во время речи у принцессы на глазах стоят слезы. В финале быстро меняются сцены: принцесса читает, пишет или размышляет. Не хватает лишь сцены восхождения на золотой трон и «вознесения» на небеса.
Гнев короля
Продюсер отказался показать картину заранее, и монарх рассердился. Семья удовольствовалась лишь просмотром трейлера, после чего принц Альберт и его сестры — принцессы Каролина и Стефания — заявили, что фильм не может быть классифицирован как биографический, поскольку «искажает действительность и исторические факты», а также «незаконно использует историю семьи в чисто коммерческих целях».
Правда, злые языки в 1950-е годы утверждали, что союз Грейс и Ренье тоже был не совсем бескорыстным. Обанкротившемуся принцу нужна была реклама, и, женившись на голливудской актрисе, он привнес в свое скромное правление ноту гламура и эксклюзивности. Грейс же происходила из семьи простого каменщика, пусть и доросшего до фабриканта, так что титул принцессы стал последним звеном в коллекции ее заслуг.
Когда на пресс-конференции Николь Кидман и Тима Рота спросили, на чем держался этот брак, те уверенно заявили, что на любви. В фильме же показана не просто любовь, а романтическое всепоглощающее и беззаветное чувство, хотя, по сведениям биографов, оба супруга, мягко говоря, не очень-то были верны друг другу: у принца было несколько любовниц, а принцесса прославилась многочисленными романами на стороне, самым известным среди которых стала история с Фрэнком Синатрой.
Реакция каннской аудитории
Еще во время речи Грейс Келли зрители в зале смущенно заерзали на местах — видимо, из-за напыщенной слащавости и явных преувеличений, которыми изобилует картина. Закончился премьерный показ свистом и возгласами недовольства. Немудрено: большую часть экранного времени в 103 минуты Николь Кидман провела с покрасневшими от слез глазами, пока «принц» Тим Рот, едва доходящий ей до плеча, эффектно курил.
В защиту фильма пришлось выступить самой Николь Кидман. Она в шутку объявила, что если бы была в международном жюри, то наградила свой фильм не меньше, чем «Золотой пальмовой ветвью»: «Главным в фильме является не биография принцессы, а судьба женщины, которая стоит перед выбором между карьерой и семьей». Актриса считает, что эта роль является не только «кульминацией ее карьеры», она также находит параллели между собой и принцессой, считая, что они обе «уязвимы и сильны» одновременно.
Что касается критики со стороны монархов из Монако, актриса лишь пожалела об их бойкоте премьеры, но выразила свое понимание детям, защищающим репутацию своих родителей: «Я сыграла роль их матери с большой любовью».
Татьяна Розенштайн, Канны