Стиль
Впечатления Псих, Иисус, неудачник: Кристиану Бейлу — 40
Впечатления

Псих, Иисус, неудачник: Кристиану Бейлу — 40

Фото: getty Images/fotobank.ru
30 января киноактер Кристиан Бейл, обладатель премии «Оскар», один из самых узнаваемых и высокооплачиваемых артистов Голливуда, отметил сорокалетие.

28 лет он снимается в кино, играя то психопатов, то неудачников, то супергероев, то самого Иисуса Христа. Однако обнаружили талант Бейла еще в СССР.

Он родился в валлийском городке Хаверфордуэст, вырос в Англии, прославился в США. Он не любит давать интервью, а если и дает — что поделать, профессия обязывает, — то почти все время говорит только о работе. О его личной жизни известно немного: с 2000 года актер счастливо женат на Сиби Блазич, бывшей ассистентке киноактрисы Вайноны Райдер, воспитывает дочь и состоит в природоохранных организациях вроде Greenpeace и Всемирного фонда дикой природы (WWF). Рост — 1,83 м, тонкие, в меру симпатичные черты лица — Кристиана Бейла можно сравнить с белым киноэкраном, на который легко проецируется любой образ, будь то скрывающийся под маской успешного банкира маньяк из «Американского психопата», сын Божий из телесериала «Иисус» или супергерой Бэтмен из трилогии о Темном рыцаре. «Мне нравится думать, что, пока ты продолжаешь выбирать различные роли, ты избегаешь участи стать предсказуемым», — считает актер.

Одну из таких непредсказуемых ролей он сыграл в триллере «Американский психопат». Все, кто смотрел этот фильм, наверняка запомнили сцену, в которой обнаженный окровавленный мужчина с бензопилой в руках гонится по коридору за девушкой. Картина стала одной из знаковых в карьере Кристиана Бейла. Ради роли припадочного банкира Патрика Бейтмена Бейлу пришлось конкурировать с Леонардо Ди Каприо. Впрочем, Лео, которым заменили изначально утвержденного Бейла, вскоре сам ушел из проекта. И Кристиана взяли снова. В некотором роде актер утер Ди Каприо нос за собственную «отставку» у Джеймса Кэмерона. Режиссер рассматривал Криса на главную роль в пресловутом «Титанике», но потом решил, что негоже сразу двум британцам — Бейлу и Кейт Уинслет — изображать персонажей-американцев, и роль Джека Доусона досталась Ди Каприо. Однако задолго до того как Криса и Лео начали сравнивать голливудские режиссеры, способности Бейла смогли оценить советские зрители.

Актерство в крови

Апрель 1986 года. Мир лихорадит от аварии на Чернобыльской АЭС. Съемочную группу советско-шведско-норвежского фильма-сказки Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио» срочно эвакуируют из Крыма, где ведутся съемки. Летом, после ликвидации последствий аварии, актеров везут обратно — иностранцы возвращаются, хоть и неохотно.

В памяти 12-летнего мальчишки по имени Кристиан, играющего роль Юм-юма, лучшего друга главного героя Мио, на долгие годы останется воспоминание о том, как кто-то из членов съемочной группы перед обедом проверяет тарелки с помощью счетчика Гейгера. Через много лет Бейл, уже ставший звездой Голливуда, будет рассказывать об этом в интервью журналу Details.

Режиссер Грамматиков намучился с подбором юных актеров. Изначально это должны были быть советские дети, хорошо говорившие по-английски, — проект-то международный. Но «кандидаты от Родины» оказались слишком раскованными и лишенными духа романтики, и главных героев пришлось искать в старой доброй Англии. Бейла и его напарника Ника Пиккарда Грамматиков разглядел среди 160 кандидатов. А чуть позже Кристиана заметил еще один именитый режиссер — Стивен Спилберг. Он выбрал парня из 4 тыс. претендентов на главную роль в картине «Империя солн­ца». В фильме рассказывается о жизни американского мальчика в японском лагере для заключенных во время Второй мировой войны. «Все, что я ищу в любом молодом актере, — это искренность. Когда я нашел Кристиана Бейла, он был настолько искренним, что я не мог отрицать, что в этом ребенке есть актерский талант», — вспоминает режиссер.

Талант-самоучка

Способности к перевоплощению у Кристиана действительно в крови: его родной дед был артистом-комиком, а двоюродный — актером. Сам Кристиан решил пойти по этой стезе с подачи родной сестры Луизы. Когда Луизу утвердили на роль в одном из лондонских мюзиклов, ее пример вдохновил Бейла также попробовать себя на сцене. Уже в десять лет Крис играл в театральной постановке «Умник» с комедийным артистом Роу­эном Аткинсоном, снискавшим славу как мистер Бин, в 13 лет снимался у Спилберга, а в двадцать прошел прослушивания сразу в три лучших актерских вуза Англии — Королевскую академию театрального искусства, Лондонскую академию музыкального и драматиче­ского искусства и Центральную школу сценической речи и драматического искусства.

Все три готовы были принять молодое дарование. Однако родители Бейла, мама-циркачка и папа — пилот коммерческой авиации, убедили сына, что лучше сконцентрироваться на практике и сразу сниматься в кино. Сын послушался. И, несмотря на отсутствие актерского образования, к сорока годам сыграл около полусотни ролей. А коллеги по съемочной площадке не устают петь Бейлу дифирамбы. «Он один из лучших актеров в мире», — говорит режиссер «Из пекла» Скотт Купер.

«Когда вы смотрите на парня вроде Кристиана, то понимаете: вне зависимости от того, носит он маску или нет, это один из наших великих актеров. Но он старается быть разным в каждой картине, потому что не хочет, чтобы аудитория шла на «фильм с Кристианом Бейлом». Он хочет, чтобы зрители пришли посмотреть на характер, который он играет», — считает режиссер Кристофер Нолан, чья трилогия о Бэтмене стала для Бейла пропуском в мир голливудских блокбастеров. Мировые сборы последней части франшизы, «Темный рыцарь: Возрождение легенды», составили более миллиарда долларов, после чего Бейл попал в тройку самых прибыльных актеров 2012 года из списка журнала Forbes.

Издержки производства

Толстяк с отвисшим пузом вертится перед зеркалом, тщательно приводя в порядок свою прическу. В обрюзгшем мошеннике Ирвинге Розенфельде, главном герое драмы «Афера по-американ­ски», сложно узнать обычно подтянутого Кристиана Бейла. Во имя искусства актеру пришлось набрать дополнительные килограммы. Такие дополнительные, что партнерша по фильму Дженнифер Лоуренс пошутила, что он «реально толстый»: «Жирмен, а не Бэтмен». «Я растолстел, как Санта-Клаус, — говорит сам Бейл. — До сих пор не могу натянуть старые джинсы». Феноменальная способность худеть и набирать вес для роли уже давно стала одной из отличительных черт актера. Готовясь к триллеру «Машинист» Бреда Андерсона, Бейл, сыгравший страдающего от бессонницы рабочего Тревора Резника, сбросил почти 30 кг. А роль летчика Дитера Денглера в военной драме «Спасительный рассвет» Вернера Херцога «стоила» ему 24 кг.

Впрочем, Бейл настолько фанатично отдается своей работе, что готов пойти и на большее. Так, в пресловутом «Спасительном рассвете» он хватает с тарелки горсть настоящих червей и пережевывает их. «Мне нравится спускаться в ад и возвращаться обратно, — рассказывает актер. — Мне нравится проверять, насколько далеко я могу зайти». Степень отдачи Кристиана Бейла любимому делу уже стала легендарной — если он на съемочной площадке погружается в образ, то все остальное для него просто перестает существовать. Правда, у такого подхода есть и обратная сторона в виде нервных срывов. В феврале 2009 года в сети появилась аудиозапись, на которой Бейл во время съемок «Терминатор: Да придет спаситель» нещадно материл оператора, отвлекшего актера от работы над сложной сценой. Коллеги по цеху тут же встали на защиту звезды. «Я думаю, что он прав. Я не думаю, что он вышел за рамки», — заявил режиссер Даррен Аронофски. «Мы не знаем, случилось ли это в конце дня, мы не знаем, сколько часов он работал. Звучит забавно, но я тоже нередко срываюсь на людей», — вступилась актриса Вупи Голдберг. Еще один срыв случился перед премьерой «Темного рыцаря» в Лондоне: тогда актер в номере отеля якобы угрожал своим матери и сестре Шэрон. Полицейские допрашивали актера четыре часа, а затем отпустили. С Шэрон он, правда, с тех пор так и не разговаривает.

И снова Ди Каприо

В этом году Бейлу вновь придется соперничать с Леонардо Ди Каприо. Оба актера номинированы на «Оскар» за лучшую мужскую роль: Ди Каприо — за «Волка с Уолл-стрит», а Бейл — за «Аферу по-американски». Расклад интересный: если Бейл уже «заработал» позолоченную статуэтку за роль бывшего боксера, а ныне неудачника и наркомана Дикки Эклунда в спортивной драме «Боец», то у Лео пока нет ни одного «Оскара». Окажется ли судьба благосклонной к одному из этих любимцев публики, мир узнает 2 марта, во время церемонии вручения самой почетной американской кинонаграды.

Алиса Курманаева