Стиль
Впечатления В Большом театре начинаются гастроли Королевского балета Ковент-Гарден
Стиль
Впечатления В Большом театре начинаются гастроли Королевского балета Ковент-Гарден
Впечатления

В Большом театре начинаются гастроли Королевского балета Ковент-Гарден

Фото: bolshoi.ru
17 и 18 июня британская труппа показывает вечер одноактных спектаклей — «Рапсодия», «Тетрактис» и DGV.

Знаменитый британский балетмейстер сэр Фредерик Аштон сочинил «Рапсодию» на основе музыки Сергея Рахманинова («Рапсодия не темы Паганини»). Премьера прошла в 1980 году и была посвящена 80-летнему юбилею Елизаветы — королевы-матери, близкого друга Аштона. В балете заняты шесть танцовщиков и столько же танцовщиц во главе с дуэтом солистов. Если в основе партитуры Паганини, вытворявший чудеса виртуозности со своей скрипкой, то и танцы, решил постановщик, должны быть под стать музыке. Аштон соединяет классические па с истинно английским изяществом, но изрядно «наворачивает» темпы и усложняет комбинации, так что исполнение, как писала британская пресса, «провоцирует страх сломанных лодыжек». Главную мужскую партию в первых спектаклях исполнял Михаил Барышников. В Москве есть надежда увидеть виртуоза наших дней: рыжеволосый премьер Ковент-Гарден Стивен Макрей летает в воздухе пушинкой, вращается, словно шуруповерт, и прыгает, как рысь.

«Тетрактис» — создание современного хореографа Уэйна Макрегора. Он известен своим научным подходом к современному танцу: для одной из прошлых работ, например, изучал высшую нервную деятельность исполнителей при помощи датчиков и компьютеров. В «Тетрактисе» у автора иной интерес, но, как всегда, любая деталь у него работает на сверхзамысел. Даже разноцветные трико на артистах придуманы не просто для красоты. Исполнители должны исследовать, во-первых, структуру фуги Баха, а во-вторых, по количеству танцующих и их пространственным конфигурациям балет соответствует разработанному Пифагором в древности тетрактису — геометрической фигуре, основанной на математических числовых отношениях. На черном заднике переливаются неоновые абстракции модного дизайнера Таубы Ауэрбах, на фоне которых 12 танцоров в течение 40 минут предпочитают логику эмоциям. Те британцы, кому это не понравилось, обвиняли Макгрегора в зауми и говорили, что замысел оказался интересней результата. Другие увидели в балете небывалую мудрость и возможность новых мировоззренческих горизонтов.

Авторство третьей одноактовки — DGV, которую покажут в Большом, принадлежит хореографу Кристоферу Уилдону и композитору Майклу Найману — они посвятили этот спектакль запуску французских сверхскоростных поездов в 2006 году. Бушующая хореография и впрямь напоминает о драйве и быстрой поездке, тем более что солировать в один из дней будет вихревая Наталья Осипова, бывшая солистка Большого театра, теперь — прима Королевского балета. Громадные сморщенные железные листы, используемые в сценографии, символизируют, надо полагать, мощь металла и современных технологий. Групповые танцы чем-то похожи на сеанс аэробики. Голубоватый «лунный» свет напоминает о поездке в ночных туннелях. А пуанты на ногах балерин выбивают дробь, подобную стуку колес. Как написал один из рецензентов балета, «хореограф Кристофер Уилдон дает вам чертовски много танцев за ваши деньги».


Майя Крылова