«Кровь на снегу» Ю Несбё и еще 4 новых скандинавских детектива
Скандинавский детектив как отдельный жанр начали выделять во многом благодаря норвежцу Ю Несбё (на фото вверху). А огромное количество поклонников у него появилось после сумасшедшего успеха трилогии Стига Ларссона «Миллениум».
Нордический нуар удивителен хотя бы тем, что, вопреки внешнему скандинавскому благополучию, настойчиво подчеркивает, как мрачен и неустойчив мир. Даже в самом благополучном уголке земного шара царит нищета и процветает наркоторговля, вокруг насилуют женщин и убивают детей, причем с особой жестокостью. Доверять нельзя никому — шкаф каждой семьи завален скелетами и в любой живописной глуши лучше не задерживаться.
Ю Несбё «Кровь на снегу» Издательство: Азбука, 2015 Норвежский мастер детектива Ю Несбё не зря известен на родине как композитор и вокалист рок-группы Di Derre, а не просто как автор романов об инспекторе Харри Холе. «Кровь на снегу» словно собрана из отголосков основных тем Ю Несбё, замикширована и подана в новой, минималистской аранжировке. Историю наемного убийцы писатель ухитряется рассказать всего за 200 страниц. За это время немного нелепый, страдающий дислексией Улав, который стал киллером только потому, что других способностей у него в банде не обнаружили, обеспечивает читателю кровавую бойню, сеанс психоанализа и немного любви в лучших традициях скандинавских романов. «Кровь на снегу» начинается с того, что Улав получает заказ — убить жену босса. Красивую, беззащитную и, на первый взгляд, безвинную. Очарованный киллер берется дамочку защитить... Известно, что «Кровь на снегу» — начало дилогии, за ней последует книга «Больше крови на воде». А позже выйдет связанный с дилогией третий роман «Киднеппинг». Так что Ю Несбё, как настоящий музыкант, закончив один альбом из десяти книг про инспектора Харри Холе, собирает второй. В новом стиле, но в узнаваемой манере, с теми фирменными приемами, за которые мы так любим Несбё. |
Юсси Адлер-Ольсен «Тьма в бутылке»
Третья книга Адлер-Ольсена про комиссара Карла Мерка и департамент «Q» полиции Копенгагена. Сотрудников в специальном отделе всего трое — сам Мерк, его помощник и друг сириец Ассад и секретарша Роза, немного не от мира сего. Эта разношерстная компания раскрывает дела, на которые все давно махнули рукой. Новое дело департамента «Q» начинает раскручиваться с бутылки, выброшенной морем на пустынный шотландский берег. Послание, спрятанное в бутылке, заинтересовало местных полицейских — вместо чернил явно использована человеческая кровь. Разобраться с текстом сложнее — он написан на датском, к тому же время и морская вода сделали свое дело, но первое слово четко различимо: «Помогите!». Находку пересылают в полицию Копенгагена. И Карл Мерк с помощниками приступает к расшифровке. Постепенно становится ясно, что это призыв о помощи двух братьев, которых держат в заключении. И два похищенных мальчика — только верхушка айсберга. Речь идет о похищенных детях из церковной общины, где умеют хранить молчание, что бы ни происходило. |
Эрик Аксл Сунд «Подсказки пифии» (трилогия «Слабость Виктории Бергман») Издательство: Corpus, 2015 Зря эту трилогию начали сразу сравнивать с «Миллениумом» Стига Ларссона. На звание самой крупной скандинавской литературной сенсации «Слабость Виктории Бергман» не претендует. Это не столько лихо закрученный триллер, сколько психологический нуар. В первой части трилогии («Девочка-ворона») полиция Стокгольма находит в городе изуродованные трупы мальчиков. Жертвами становятся нелегальные иммигранты, и потому их судьба мало волнует полицейское начальство. Убийцу-садиста с завидным упорством ищет только комиссар Жанетт Чильберг. Ей поможет встреча с психотерапевтом Софией Цеттерлунд, которая специализируется на пациентах, перенесших в детстве тяжелые психологические травмы. Во второй части («Голодное пламя») связь между расследованием комиссара Чильберг и пациенткой доктора Цеттелунд становится очевиднее. Но только в финале трилогии из разрозненных деталей складывается шокирующий пазл. «Подсказки пифии» разрушают многое из того, что читатель представляет себе после двух первых романов. Но мрачных тайн, изломанных душ и грязных секретов меньше не становится. |
Микаэль Катц Крефельд «За гранью»
Нельзя сказать, что детектив Томас Раунсхольт сможет заменить любителям скандинавских криминальных романов инспектора Харри Холе, но попытается. «За гранью» — первый роман Крефельда из серии расследований талантливого сыщика. Раунсхольт по прозвищу Ворон переживает не лучшие времена. После смерти своей подруги Евы он погрузился в депрессию, начальство принудительно отправило его в длительный отпуск, отстранив от всех важных дел. Ворон пьет, упивается своей депрессией и плюет на доводы рассудка. Ему нечего терять и его почти невозможно напугать, поэтому, когда старый приятель обращается к Томасу с просьбой о помощи, Раунсхольт соглашается. В поисках девушки, пропавшей в Дании несколько лет назад, он оказывается в самых темных лабиринтах преступного мира. Описывая изнанку благополучного Копенгагена, Крефельд не обошелся без русских персонажей, но сделал это весьма правдоподобно. Надо признать, он вообще хорошо пишет. В 2012 году Крефельд стал обладателем награды Датской академии детектива за лучший криминальный роман и финалистом престижной премии «Стеклянный ключ». |
Оса Ларссон «Кровавая жертва Молоху» Издательство: Эксмо, 2015 У скандинавских детективов есть еще одна общая черта, которая привлекает читателей. Авторы часто пишут не один роман, а серию с общим героем и сквозными сюжетными линями. Шведка Оса Ларссон задумала сразу шесть книг о юристе Ребекке Мартиссон. Дебютный роман «Солнечная буря» получил приз шведской Академии детективов, а вторая книга серии была названа лучшим криминальным романом 2004 года. «Кровавая жертва Молоху» — пятая книга о Мартиссон и ее депрессивном взгляде на жизнь и саму себя. Мартинссон бросает работу в адвокатской конторе, переезжает в маленький северный поселок Кируна в дом своей бабушки и становится районным прокурором. Сосед просит ее навестить пожилую женщину, о которой беспокоится. И Ребекка сталкивается с жестоким убийством, вроде бы совершенном на почве ревности. Вскоре выясняется, что семью погибшей словно преследует злой рок: ее родственники один за другим гибнут в несчастных случаях. Но прокурор не верит ни в проклятья, ни в случайные совпадения. Даже когда ее отстраняют от расследования, Мартиссон продолжает распутывать роковой клубок, вытягивая на свет историю любви, страха и предательства, которая началась больше века назад... |