Стиль
Впечатления «Кровь на снегу» Ю Несбё и еще 4 новых скандинавских детектива
Стиль
Впечатления «Кровь на снегу» Ю Несбё и еще 4 новых скандинавских детектива
Впечатления
«Кровь на снегу» Ю Несбё и еще 4 новых скандинавских детектива
© Getty Images.com; пресс-материалы
На шведском острове Готланд 13 августа открылся первый международный детективный фестиваль CrimeTime, посвященный феномену нордического нуара. Для ценителей этого жанра «РБК Стиль» предлагает обзор пяти новых скандинавских детективов.

Скандинавский детектив как отдельный жанр начали выделять во многом благодаря норвежцу Ю Несбё (на фото вверху). А огромное количество поклонников у него появилось после сумасшедшего успеха трилогии Стига Ларссона «Миллениум».

Нордический нуар удивителен хотя бы тем, что, вопреки внешнему скандинавскому благополучию, настойчиво подчеркивает, как мрачен и неустойчив мир. Даже в самом благополучном уголке земного шара царит нищета и процветает наркоторговля, вокруг насилуют женщин и убивают детей, причем с особой жестокостью. Доверять нельзя никому — шкаф каждой семьи завален скелетами и в любой живописной глуши лучше не задерживаться. 


Ю Несбё 

«Кровь на снегу»
 

Издательство: Азбука, 2015


Норвежский мастер детектива Ю Несбё не зря известен на родине как композитор и вокалист рок-группы Di Derre, а не просто как автор романов об инспекторе Харри Холе. «Кровь на снегу» словно собрана из отголосков основных тем Ю Несбё, замикширована и подана в новой, минималистской аранжировке.

Историю наемного убийцы писатель ухитряется рассказать всего за 200 страниц. За это время немного нелепый, страдающий дислексией Улав, который стал киллером только потому, что других способностей у него в банде не обнаружили, обеспечивает читателю кровавую бойню, сеанс психоанализа и немного любви в лучших традициях скандинавских романов.

«Кровь на снегу» начинается с того, что Улав получает заказ — убить жену босса. Красивую, беззащитную и, на первый взгляд, безвинную. Очарованный киллер берется дамочку защитить...
 

Известно, что «Кровь на снегу» — начало дилогии, за ней последует книга «Больше крови на воде». А позже выйдет связанный с дилогией третий роман «Киднеппинг». Так что Ю Несбё, как настоящий музыкант, закончив один альбом из десяти книг про инспектора Харри Холе, собирает второй. В новом стиле, но в узнаваемой манере, с теми фирменными приемами, за которые мы так любим Несбё.

Юсси Адлер-Ольсен

«Тьма в бутылке»


Издательство:  Эксмо, 2015


Третья книга Адлер-Ольсена про комиссара Карла Мерка и департамент «Q» полиции Копенгагена. Сотрудников в специальном отделе всего трое — сам Мерк, его помощник и друг сириец Ассад и секретарша Роза, немного не от мира сего. Эта разношерстная компания раскрывает дела, на которые все давно махнули рукой.

Новое дело департамента «Q» начинает раскручиваться с бутылки, выброшенной морем на пустынный шотландский берег. Послание, спрятанное в бутылке, заинтересовало местных полицейских — вместо чернил явно использована человеческая кровь. Разобраться с текстом сложнее — он написан на датском, к тому же время и морская вода сделали свое дело, но первое слово четко различимо: «Помогите!».

Находку пересылают в полицию Копенгагена. И Карл Мерк с помощниками приступает к расшифровке. Постепенно становится ясно, что это призыв о помощи двух братьев, которых держат в заключении. И два похищенных мальчика — только верхушка айсберга. Речь идет о похищенных детях из церковной общины, где умеют хранить молчание, что бы ни происходило.

Эрик Аксл Сунд

«Подсказки пифии»

(трилогия «Слабость Виктории Бергман»)

Издательство: Corpus, 2015


Зря эту трилогию начали сразу сравнивать с «Миллениумом» Стига Ларссона. На звание самой крупной скандинавской литературной сенсации «Слабость Виктории Бергман» не претендует. Это не столько лихо закрученный триллер, сколько психологический нуар.  

В первой части трилогии («Девочка-ворона») полиция Стокгольма находит в городе изуродованные трупы мальчиков. Жертвами становятся нелегальные иммигранты, и потому их судьба мало волнует полицейское начальство.

Убийцу-садиста с завидным упорством ищет только комиссар Жанетт Чильберг. Ей поможет встреча с психотерапевтом Софией Цеттерлунд, которая специализируется на пациентах, перенесших в детстве тяжелые психологические травмы.  

Во второй части («Голодное пламя») связь между расследованием комиссара Чильберг и пациенткой доктора Цеттелунд становится очевиднее. Но только в финале трилогии из разрозненных деталей складывается шокирующий пазл.

«Подсказки пифии» разрушают многое из того, что читатель представляет себе после двух первых романов. Но мрачных тайн, изломанных душ и грязных секретов меньше не становится. 

Микаэль Катц Крефельд

«За гранью»


Издательство: Иностранка, 2015


Нельзя сказать, что детектив Томас Раунсхольт сможет заменить любителям скандинавских криминальных романов инспектора Харри Холе, но попытается. «За гранью» — первый роман Крефельда из серии расследований талантливого сыщика.

Раунсхольт по прозвищу Ворон переживает не лучшие времена. После смерти своей подруги Евы он погрузился в депрессию, начальство принудительно отправило его в длительный отпуск, отстранив от всех важных дел. Ворон пьет, упивается своей депрессией и плюет на доводы рассудка. Ему нечего терять и его почти невозможно напугать, поэтому, когда старый приятель обращается к Томасу с просьбой о помощи, Раунсхольт соглашается.

В поисках девушки, пропавшей в Дании несколько лет назад, он оказывается в самых темных лабиринтах преступного мира. Описывая изнанку благополучного Копенгагена, Крефельд не обошелся без русских персонажей, но сделал это весьма правдоподобно.

Надо признать, он вообще хорошо пишет. В 2012 году Крефельд стал обладателем награды Датской академии детектива за лучший криминальный роман и финалистом престижной премии «Стеклянный ключ». 

Оса Ларссон 

«Кровавая жертва Молоху»
 

Издательство: Эксмо, 2015


У скандинавских детективов есть еще одна общая черта, которая привлекает читателей. Авторы часто пишут не один роман, а серию с общим героем и сквозными сюжетными линями. Шведка Оса Ларссон задумала сразу шесть книг о юристе Ребекке Мартиссон.

Дебютный роман «Солнечная буря» получил приз шведской Академии детективов, а вторая книга серии была названа лучшим криминальным романом 2004 года. «Кровавая жертва Молоху» — пятая книга о Мартиссон и ее депрессивном взгляде на жизнь и саму себя.

Мартинссон бросает работу в адвокатской конторе, переезжает в маленький северный поселок Кируна в дом своей бабушки и становится районным прокурором. Сосед просит ее навестить пожилую женщину, о которой беспокоится. И Ребекка сталкивается с жестоким убийством, вроде бы совершенном на почве ревности. Вскоре выясняется, что семью погибшей словно преследует злой рок: ее родственники один за другим гибнут в несчастных случаях.

Но прокурор не верит ни в проклятья, ни в случайные совпадения. Даже когда ее отстраняют от расследования, Мартиссон продолжает распутывать роковой клубок, вытягивая на свет историю любви, страха и предательства, которая началась больше века назад...