Тильда Суинтон: «Сценарии с братьями Коэн мы обсуждаем на кухне»
В ближайшее время Тильда Суинтон будет частой гостьей на российских киноэкранах. С 10 сентября в прокате идет фильм «Девушка без комплексов», в начале следующего года мы увидим «Аве, Цезарь» братьев Коэн. Покажут в России и «Большой всплеск», который все будут сравнивать с классикой жанра — «Бассейном» Жака Дере 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер в главных ролях. Жюри Венецианского кинофестиваля не отметило «Большой всплеск» ни одним призом, но Тильду Суинтон это совершенно не расстраивает. «Большой всплеск» — уже не первый ваш совместный проект с итальянцем Лукой Гуаданьино. Наверное, если бы не ваше участие в его картинах, об этом режиссере никто бы и не узнал… Свои роли я выбираю по двум причинам: либо я хорошо знаю режиссера, либо совсем не знаю, но считаю талантливыми и хочу помочь. Луке я захотела помочь именно из-за его таланта. В нашем предыдущем фильме «Я — любовь» я сыграла русскую женщину, вышедшую замуж за богатого миланского промышленника, но в конце полюбившая повара.
Кадр из фильма «Я — любовь» Теперь Лука подготовил для меня еще более интересную роль — знаменитой рок-звезды, которая из-за потери голоса весь фильм молчит. В тот момент моей жизни мне совсем не хотелось говорить, так что это был случай, когда мое внутреннее состояние и проект полностью гармонировали. А еще чем-то этот проект был вам интересен? У Луки возникла идея связать свою историю с событиями, которые происходят в Пантеллерии. Это небольшой остров в Средиземном море, недалеко от Сицилии и в 40 км от Туниса, куда приплывает очень много нелегальных мигрантов, перебирающихся из Африки в Европу. С одной стороны, мы хотели изобразить отдыхающую на острове рок-звезду, частную драму, выясняющих отношения любовников, с другой — коррупцию, полицейских, которые пытаются остановить потоки мигрантов. Небольшая драма богатых и счастливых и человеческая трагедия масс. Ваши героини часто властные, богатые и известные. Почему? Я играю их не на основе личного опыта, все они лишь плод моей фантазии, воображения. В реальной жизни меня не интересуют ни власть, ни социальное положение, тем более, что властные и знатные герои на экране часто страдают шизофренией, циничны и жестоки. Наверное, такие характеры больше нравятся режиссерам и сценаристам, лучше запоминаются зрителю. Кадр из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»Однако эти героини не только плод вашей фантазии, но и следствия вашего выбора. Вы же соглашаетесь их играть. Да, но это не тот случай, когда я своим выбором формирую некий образ. Это сегодня мы говорим об актерах, роли которых определяют их карьеру. У них есть агенты, которые советуют им, на что соглашаться, а от чего отказываться, менеджеры, которые договариваются об их гонорарах. Я — человек совершенно другого времени. Когда я начинала сниматься в кино, подчеркиваю — в европейском кино, у нас не было ни агентов, ни тарифов. Мы встречали режиссера и работали с ним одним несколько лет подряд. Со своим первым режиссером я сняла семь фильмов за девять лет. В те времена незнакомцы не посылали мне сценарии. Не то чтобы я была против, но у меня другой принцип выбора ролей. Обычно я сижу с друзьями где-нибудь в кафе или на кухне, и мы начинаем фантазировать, обсуждать разные идеи и то, как их воплотить на экране, думаем, кого бы могла сыграть в таком фильме я, кто из коллег гармонично вписался бы со мной в кадр. Может это звучит непрофессионально, но так я работаю.
Говоря о друзьях, вы имеете в виду Уэса Андерсона, Джима Джармуша, братьев Коэн? Да, именно их. С Джоэлом и Итаном у меня сложились прекрасные отношения с самого начала. Мы моментально сдружились. Работать с братьями снова и снова — все равно что встречать старых друзей и приятно проводить с ними время. А начинаем работать мы всегда одинаково, сидим в кафе и обсуждаем идею.
Итан Коэн и Джоэл Коэн И о чем новый фильм братьев Коэн?
Ваши родители не сопротивлялись, когда узнали, что их дочь — возможно, будущая герцогиня — собирается стать актрисой? Они долго были убеждены, что речь идет о хобби, и я занимаюсь им от скуки. Например, моя прабабушка любила оперу и распевала итальянские арии перед гостями. Все думали, что мое увлечение кино — примерно то же самое. Но ни мать, ни отец не оказали никакого сопротивления, когда в 25 лет я решила переехать в Лондон, где встретила Дерека Джармана и снялась в нескольких его фильмах. Кстати, сама себя я долго актрисой не считала, скорее профессиональным кинолюбителем. И позже мне казалось, что актерство — дело временное, и что занимаюсь я им, пока не отважусь на что-то более серьезное, например написать сценарий или снять фильм. Так до сих пор и не отважились? Я бы давно завязала с актерством, но каждый раз на моем пути попадаются гениальные и талантливые люди, которые просят у них сыграть, и я не могу им отказать. Вообще, в последнее время мне очень везет: словно по волшебству я встречаю людей, с которыми всегда хотела работать, и они меня приглашают на съемки. Сама я никому не звоню и писем не пишу. А если перестанут приглашать на роли, что будете делать? Буду подолгу нежиться в постели, а потом наслаждаться завтраком, причем в пижаме. Когда у меня появились дети, я целый год проходила в пижаме. Просто потому что я ленива. Восхищаюсь женщинами, у которых есть семья и при этом они находят время следить за собой. Я не понимаю, как они все успевают. Даже моя короткая прическа — от лени.
А завтрак я бы готовила сама. Обожаю готовить, экспериментировать на кухне. Кулинарное искусство — акт любви, без любви приготовление пищи не возможно. А также акт общения. Ведь с помощью своих любовно приготовленных блюд я показываю друзьям, членам семьи свое отношение к ним. Какие блюда готовите? Люблю варить супы, готовить рыбу, особенно удается рыбный паштет. Пеку фруктовые торты. Но мой фирменный рецепт — морковная запеканка. Дети ее обожают! В пятьдесят с небольшим вы кажетесь необыкновенно юной. Вас не пугает возраст? Он пугает тех, кто живет надеждами и ожиданиями, кто цепляется за прошлое или постоянно заглядывает в будущее. Для тех, кто живет настоящим, возраст редко имеет какое-то значение. Я почти не смотрю семейные альбомы, никогда ничего не коплю и не собираю, а значит, мне не страшно и терять.
Чем старше я становлюсь, тем меньше мне нужно. Раньше мой чемодан был битком набит разными вещами, сегодня он путешествует полупустой. Меня никогда не волновало признание и гонорары. Может, было бы по-другому, снимайся я постоянно в Голливуде. Ирония заключается лишь в том, что широкий зритель знает меня именно по голливудским фильмам, например по «Загадочной истории Бенджамина Баттона» или «Хроники Нарнии», которые я не считаю работой, скорее приятным отпуском. |