Стиль
Впечатления Триллер-перевертыш о границах этических и государственных
Стиль
Впечатления Триллер-перевертыш о границах этических и государственных
Впечатления

Триллер-перевертыш о границах этических и государственных

Фото: kinopoisk.ru
Дени Вильнев снял, возможно, лучший фильм года — боевик о борьбе американских спецслужб с мексиканскими картелями как увиденную глазами инсайдера историю о конфликте железобетонного западного служения закону с реальной жизнью, которая много сложнее.

Канадский режиссер Дени Вильнев, в 90-х снимавший документальные короткометражки, а в 2010-х доросший до высокобюджетных триллеров с голливудскими звездами («Враг», «Пленницы»), объясняет свое влечение к психологически тяжелым сюжетам тем фактом, что жизнь в Канаде слишком благополучна и скучна; разве что погода суровая.

Погода в его новом фильме «Убийца» (вышел в российский прокат 26 ноября) противоположна канадской: действие происходит по обе стороны границы между Мексикой и США, солнце печет, а значит, в воздухе веет трупным запахом от убитых наркоторговцев.

Кадр из фильма «Убийца»

Агента ФБР Кейт (Вильнев предложил эту роль Эмили Блант после того, как посмотрел «Молодую Викторию», где актриса умудрялась управлять Англией середины XIX века твердой рукой, оставаясь слабой и женственной) отбирают для миссии в Мексике. Цель — добраться до наркобарона, приказавшего уничтожить несколько десятков людей в Аризоне.

Эмили Блант в роли Кейт

В пути Кейт не может избавиться от ощущения, что другие участники операции что-то недоговаривают. И точно: руководитель Мэтт (Джош Бролин) сначала представляется, будто он из министерства обороны, потом оказывается, что он из ЦРУ, а загадочный Алехандро (Бенисио Дель Торо) вообще бывший прокурор из Колумбии, и не совсем ясно, на кого он работает. Кейт начинает чувствовать себя пешкой в чужой игре, которая ведется не по правилам — на прямой вопрос Алехандро отвечает ей: «Ты хочешь узнать, как устроены часы, но твое дело — всего лишь поглядывать на время».

Эмили Блант в роли Кейт, Джош Бролин в роли Мэтта и Бенисио Дель Торо в роли Алехандро

В самом начале фильма видно, что Дени Вильневу не хочется делать еще один боевик о борьбе с наркомафией, хотя перестрелок и экшена в «Убийце» хватает. Это фильм о столкновении западного типа мышления и априорной установки, что закон превыше всего, с бандитской этикой мести и выживания. Это кино о размывании границ, которые еще недавно казались незыблемыми — Кейт идет жаловаться на своих новых коллег начальству и слышит: «Не мы нарушаем границы, это границы сместились».

Вильнев снимает пустыню на границе Мексики и США в прибор ночного видения под угрожающую музыку исландца Йоханна Йоханссона, отчего пейзаж становится чужой, пропитанной кровью и почти инопланетной землей. В этом аду западное сознание с его привычкой к порядку и логике мутирует под давлением агрессивной дикости.

На протяжении всего фильма параллельно с основным сюжетом Вильнев показывает сценки из жизни скромного полицейского из Хуареса, где происходит часть действия фильма. Вроде ничего особенного, но зрители уже знают, что пути провинциального копа и отряда ЦРУ сойдутся, и Вильнев как никто сегодня умеет создать атмосферу ожидания насилия, воздействующую на зрителя больше, чем сам экшен. В этом смысле он обновил жанр — такого исследования тонкой грани между законом и преступлением не было со времен «Тренировочного дня» Антуана Фукуа, и фильм настолько хорош, что можно точно сказать: такое кино выходит не чаще раза в полтора десятилетия.