«Да здравствует Цезарь!»: сатира братьев Коэнов на Голливуд 50-х

3 марта в российский прокат вышел фильм «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов. Сняв подряд две драмы — «Железную хватку» и «Внутри Льюина Дэвиса» — братья Коэны вернулись к жанру своей фирменной насмешливой комедии, которая, конечно, номинаций и наград не приносит, зато радует поклонников сценаристов и режиссеров, ценящих их специфическое чувство юмора. Комедия Коэнов — это не комедия в общепринятом голливудском смысле. Ничего более далекого от, скажем, Джадда Апатоу, чем «Да здравствует Цезарь!», не существует в мире кино. Коэны-комедиографы не сочиняют шуток. Скорее, они пишут и снимают сцены, которые в данном случае понятны только знатоку предмета — а именно голливудского кино 1950-х. Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!» пресс-служба Universal Наверное, в XX веке не было более бестолкового времени для кино. Золотая эпоха Голливуда заканчивалась, хорошо отлаженная пионерами киноиндустрии машина производства фильмов начинала давать сбой. Пока Николас Рэй снимал «Бунтаря без причины» с новой звездой молодого поколения Джеймсом Дином и пытался выразить проблемы зрителей, открывавших для себя первую юношескую поп-культуру, дряхлевший и проигрывавший войну телевидению Голливуд продолжал на автопилоте снимать старомодные мюзиклы и пеплумы про встречу Цезаря с Христом. Актриса Скарлетт Йоханссон kinopoisk.ru Параллельно шла война со сценаристами-коммунистами, и Коэны доводят этот печальный фрагмент голливудской истории до абсурда. Они придумывают детективный сюжет: сценаристы вербуют и похищают кинозвезд, а некоторых даже отправляют на подводной лодке в СССР, где они быстро начинают привыкать к очередям за туалетной бумагой, зато среди идейных соратников (эту сцену в Союзе, кстати, Коэны хотели снять, но передумали). Среди всего этого распада и безумия пытается выполнять свою работу профессиональный студийный «улаживатель дел», фиксер, человек, благодаря которому весь этот дисфункциональный завод и существует — Эдди Мэнникс (Джош Бролин).
Коэны даже не стали менять имя действительно жившего генерального менеджера студии MGM. То же самое и с остальными: Скарлетт Йоханссон играет «голливудскую русалку», списанную с реальной звезды Эстер Уильямс, и хлопоты она доставляет Мэнниксу, как раз свойственные звездам той поры — беременность вне брака, потенциальный конец карьеры. Коэны посвящают этот фильм тому самому одному нормальному человеку на этом корабле глупцов, который хоть и раздумывает над предложением сменить отрасль — безумный шоу-бизнес на что-то более солидное и надежное — все же отказывается. Потому что в киноиндустрии нет смысла работать, если ее не любишь, как бы ты на нее ни жаловался, и Коэны, несмотря на весь сарказм, признаются в любви к Голливуду, который много потрепал им нервы, но все же сделал их такими, какие они есть сейчас. В этом смысле, несмотря на показанную на экране эпоху 60-летней давности, это один из самых автобиографических фильмов братьев, как ни парадоксально это может прозвучать. |