Стиль
Впечатления «Да здравствует Цезарь!»: сатира братьев Коэнов на Голливуд 50-х
Стиль
Впечатления «Да здравствует Цезарь!»: сатира братьев Коэнов на Голливуд 50-х
Впечатления

«Да здравствует Цезарь!»: сатира братьев Коэнов на Голливуд 50-х

Фото: kinopoisk.ru
Братья Коэны решили расслабиться после серьезных драм на «Оскар» и сделали то, что давно обещали своему приятелю и любимому актеру Джорджу Клуни — сняли легкую и очень веселую насмешливую комедию о том, как работала фабрика грез 60 лет назад.

3 марта в российский прокат вышел фильм «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов. Сняв подряд две драмы — «Железную хватку» и «Внутри Льюина Дэвиса» — братья Коэны вернулись к жанру своей фирменной насмешливой комедии, которая, конечно, номинаций и наград не приносит, зато радует поклонников сценаристов и режиссеров, ценящих их специфическое чувство юмора. Комедия Коэнов — это не комедия в общепринятом голливудском смысле. Ничего более далекого от, скажем, Джадда Апатоу, чем «Да здравствует Цезарь!», не существует в мире кино. Коэны-комедиографы не сочиняют шуток. Скорее, они пишут и снимают сцены, которые в данном случае понятны только знатоку предмета — а именно голливудского кино 1950-х.

Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!»                         пресс-служба Universal

Наверное, в XX веке не было более бестолкового времени для кино. Золотая эпоха Голливуда заканчивалась, хорошо отлаженная пионерами киноиндустрии машина производства фильмов начинала давать сбой. Пока Николас Рэй снимал «Бунтаря без причины» с новой звездой молодого поколения Джеймсом Дином и пытался выразить проблемы зрителей, открывавших для себя первую юношескую поп-культуру, дряхлевший и проигрывавший войну телевидению Голливуд продолжал на автопилоте снимать старомодные мюзиклы и пеплумы про встречу Цезаря с Христом.

Актриса Скарлетт Йоханссон                                                       kinopoisk.ru

Параллельно шла война со сценаристами-коммунистами, и Коэны доводят этот печальный фрагмент голливудской истории до абсурда. Они придумывают детективный сюжет: сценаристы вербуют и похищают кинозвезд, а некоторых даже отправляют на подводной лодке в СССР, где они быстро начинают привыкать к очередям за туалетной бумагой, зато среди идейных соратников (эту сцену в Союзе, кстати, Коэны хотели снять, но передумали).
Добавьте к этому всесильных светских сплетниц Хедду Хоппер и Луэллу Парсонс (здесь их издевательски играет Тильда Суинтон, просто меняя шляпки, одна нелепее другой), которые следят за тем, чтобы на «фабрике грез» все звезды вели себя как овечки без выдающихся личных характеристик. 

Среди всего этого распада и безумия пытается выполнять свою работу профессиональный студийный «улаживатель дел», фиксер, человек, благодаря которому весь этот дисфункциональный завод и существует — Эдди Мэнникс (Джош Бролин).

Джош Бролин «РБК Стиль»:

«Эпоха, о которой мы рассказываем, была невероятно развращенной»

Коэны даже не стали менять имя действительно жившего генерального менеджера студии MGM.

То же самое и с остальными: Скарлетт Йоханссон играет «голливудскую русалку», списанную с реальной звезды Эстер Уильямс, и хлопоты она доставляет Мэнниксу, как раз свойственные звездам той поры — беременность вне брака, потенциальный конец карьеры.
Джордж Клуни играет гибрид Чарльтона Хестона с Кларком Гейблом — во всяком случае анекдот про фильм «Орлиные крылья», роль в котором он получил, переспав с режиссером (Рэйф Файнс, явно играющий Джорджа Кьюкора), рассказывали о Гейбле. Ченнинг Татум танцует номер Джина Келли, но мечтает о социальном равенстве, и так далее.

Коэны посвящают этот фильм тому самому одному нормальному человеку на этом корабле глупцов, который хоть и раздумывает над предложением сменить отрасль — безумный шоу-бизнес на что-то более солидное и надежное — все же отказывается. Потому что в киноиндустрии нет смысла работать, если ее не любишь, как бы ты на нее ни жаловался, и Коэны, несмотря на весь сарказм, признаются в любви к Голливуду, который много потрепал им нервы, но все же сделал их такими, какие они есть сейчас. В этом смысле, несмотря на показанную на экране эпоху 60-летней давности, это один из самых автобиографических фильмов братьев, как ни парадоксально это может прозвучать.