Стиль
Здоровье Как издать свою книгу: 7 шагов к успеху
Стиль
Здоровье Как издать свою книгу: 7 шагов к успеху
Здоровье

Как издать свою книгу: 7 шагов к успеху

Фото: rawpixel/unsplash
Осуществить заветную мечту может быть проще, чем кажется. Самое сложное — упорство в написании материала. Все остальные этапы легко преодолеть, если действовать шаг за шагом.

Главный редактор digital-издательства Bookscriptor Екатерина Писарева рассказывает, что нужно знать для того, чтобы издать собственную книгу, и с какими трудностями может столкнуться начинающий автор.

Придумать оригинальную идею

Как бы это ни было банально и очевидно, но самое важное для писателя — это определиться с тем, о чем будет его книга, какие тенденции в литературе имеются на данный момент и какую глобальную цель он преследует, садясь за работу. Важно ответить себе на вопрос «Что я хочу сказать миру?». Если вы желаете поделиться уникальным опытом, поэкспериментировать с художественным языком или же рассказать что-то, от чего может измениться жизнь другого человека, пожалуйста. Вам остается продумать сюжет и композицию, определиться с главными героями и местом, где будет разворачиваться история. Если не хватает решимости и усидчивости, попробуйте дождаться осени и присоединиться к ежегодному «Месяцу написания новелл».

Подготовить рукопись к печати

После того как вы закончили произведение и поставили точку, начинается новый этап работы: любой текст нуждается в технической корректуре, литературной редактуре и вычитке. Вы можете обратиться к профессионалам, чтобы они помогли привести ваш текст в надлежащий вид: без ошибок, опечаток и небрежностей — редакторы очень неохотно принимают на рассмотрение сырой текст.

Фото: radu marcusu/unsplash

Изучить книжный рынок

Когда работа над книгой завершилась, надо определиться, в какое издательство послать законченную рукопись. Не надо рассылать текст наобум — попробуйте выяснить, какое из издательств специализируется на подобной литературе. Нет смысла присылать нон-фикшен (нехудожественную литературу) в жанровое издательство или импринт (подразделение внутри издательской группы, отдельный бренд), специализирующийся на зарубежном фэнтези, а детскую книгу в редакцию, работающую с детективами для взрослых, — трата времени и сил, которые вам вряд ли окупятся.

Ознакомиться с условиями для авторов

Внимательно изучите, какие условия предлагают издательства: возможность допечатки, тираж, рекламная кампания по продвижению книг, авторские отчисления. В среднем размер роялти для начинающих писателей варьируется от 5 до 10%, а авторские договоры бывают двух типов: с исключительным правом и неисключительным. Договор на передачу исключительных прав разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются на определенный срок (чаще всего от трех до пяти лет); а неисключительных — и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Определиться: действовать или ждать?

Если вы не хотите ждать, когда вам ответят из издательств, есть альтернатива классическому пути — селф-паблишинг (самостоятельная публикация) в диджитал-издательстве. Например, в Bookscriptor, работающем как print on demand, или «печать по требованию». В онлайн-редакторе на сайте можно бесплатно сверстать книгу, увидеть, как будет выглядеть макет, подобрать шрифт, загрузить собственную обложку. После этого вы можете заказать печатный тираж или сделать электронную версию. Если ваша книга попадет в литературный акселератор Bookscriptor, где оказываются книги с художественным потенциалом, специалисты помогут интегрироваться в профессиональную среду, а команда будет предоставлять автору рекомендации по редактуре и корректуре либо сразу отправит книгу тем, кто может ею заинтересоваться (в журналы, на порталы, номинаторам литературных премий и критикам).

Фото: markus spiske/unsplash

Положиться на удачу

Еще одним способом издать свою книгу является победа в литературных конкурсах и грантах, информацию о которых можно найти на специализированных порталах, например vsekonkursy.ru, или в спецразделах на сайтах «Лиterraтура», «Литературно» и других.

Одной из самых престижных является премия «НОС» («Новая словесность»), выдвинуть на которую можно любой опубликованный прозаический текст (включая электронные публикации).

Те, кто работает с поэтическими текстами, могут попробовать свои силы во всероссийском поэтическом конкурсе «Лого-рифм» — победителю обещают издать сборник стихотворений в издательстве «Алкид» тиражом 50 экземпляров.

У издательства Bookscriptor также есть собственная литературная премия для начинающих писателей с тремя номинациями: young adult, фантастика/фэнтези и «новая реальность» (интеллектуальная русская проза). Книга победителя будет издана бесплатно, также планируется дистрибуция и продвижение. Прием рукописей открыт до 1 июня.

Продвигать книгу

Даже если вы издали книгу (сами или в издательстве), о ней никто не узнает, если не заняться ее продвижением: в соцсетях, организовывая презентации, дискуссии, рассылая книгу на рецензии литературным критикам и в журналы. В крупных издательских холдингах этим занимается бренд-менеджер, но часто у него просто нет времени уделить внимание начинающему автору. Если вы хотите коммерческого успеха и известности — вам потребуется придумать план продвижения и приложить все свои силы, настойчивость и смекалку для его реализации.