Впечатления, 30 сен, 13:31

Культурная афиша октября: Гендель, Бродский, Йоханнссон и другие

Эпоха барокко, время романтизма и Москва через призму взгляда Владимира Гиляровского — шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает, чего ждать от культурной афиши октября
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба МХТ имени А.П. Чехова)

«Сильфида»

29, 30 октября Москва, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Сильфида» — эталонный образец романтического балета — имеет неординарную историю. В 1832 году сюжет был впервые поставлен и отмечен овациями на сцене Гранд-опера в Париже, но практически два века спустя аплодисменты чаще всего достаются другой версии балета. Первым постановщиком «Сильфиды» был Филиппо Тальони. Однако когда несколько лет спустя балет решил поставить в Королевской опере Копенгагена Август Бурнонвиль, один театр не смог договориться с другим об условиях постановки. Название осталось, но изменились и музыка, и хореография. С тех пор версия Бурнонвиля остается более популярной и располагающей всеми правами считаться основной, впрочем, по-прежнему не «Сильфидой» Тальони. Ее в 1972 году восстановил по архивам хореограф Пьер Лакотт, прочно закрепившись тем самым в истории балета. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко — единственная в России сцена, на которой можно увидеть ту самую «Сильфиду», когда-то поставленную Тальони для своей дочери.

Сцена балета «Сильфида» (Фото: Карина Житкова / пресс-служба МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Hændel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю

11, 12 октября Москва, концертный зал «Зарядье»

340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — повод задуматься о том, какими современными слышатся оратории, оперы и оркестровые номера композитора почти три с половиной века спустя. Масштаб постановки сопоставим с масштабом фигуры: в церемонии посвящения участвуют оркестр и хор musiсAeterna, танцевальная труппа musicAeterna Dance и солисты Академии им. Антона Рубинштейна под управлением Теодора Курентзиса, дирижера и музыканта (а также участника проекта «РБК Визионеры»), который слышит и чувствует музыку, как никто другой.

Фото: пресс-служба «Зарядье»

Не слушать, а слышать: как прошел ночной концерт musicAeterna в закрытом метро

«Свой человек. Владимир Гиляровский»

16 октября — 25 января Москва, Музей русского импрессионизма

Владимир Гиляровский никогда не жалел слов и красок для бытописания Москвы и москвичей. Он смотрел, как меняется город, вместе с ним проживая десятки его жизней, знал каждую особенность, каждую черту на его лице, не отстранялся, а действительно был своим каждому горожанину. У новой экспозиции Музея русского импрессионизма, несмотря на название, два главных героя. Помимо Гиляровского это сам город, менявший XIX век с его устоями и укладами на век XX, так много изменивший не только в жизни, но и в повседневности Москвы и москвичей. И «дядя Гиляй», и Москва на выставке окружены произведениями художников, задающих контекст: Валентин Серов, Илья Репин, Василий Кандинский, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Илья Машков — лишь несколько имен из целой их череды, окружившей героев на трех этажах музея.

Сергей Малютин, «Король репортеров», 1915 (Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма)

Поэт Москвы и москвичей: какой получилась выставка про Владимира Гиляровского

Пивоваров — Бродский. «Речь о пролитом молоке»

до 11 октября Санкт-Петербург, КВ-7

«Я пришел к Рождеству с пустым карманом. Издатель тянет с моим романом», — так начинал Иосиф Бродский стихотворение «Речь о пролитом молоке». Для музея «Полторы комнаты» (герой проекта «РБК Визионеры») размышления о книге художника уже принимали форму выставки «Базелиц — Бродский», посвященной livre d’artiste Георга Базелица на «Эклогу четвертую, зимнюю» Бродского. Однако на этот раз музей пошел дальше и инициировал появление новой книги художника. Специально «Полутора комнатам» один из основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров посвятил время и труды «Речи о пролитом молоке». Тираж составил 58 пронумерованных экземпляров, а экспозиция в новом выставочном пространстве музея — КВ-7 — позволяет ее зрителям стать первыми, кто увидит эту книгу художника.

Виктор Пивоваров, «Речь о пролитом молоке» (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА МУЗЕЯ «ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ»)

12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

«Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда»

19 сентября — 11 января Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности начинает большой рассказ о творчестве Якова Чернихова — архитектора и настоящего визионера, предвосхитившего многие процессы и явления, а также значительно повлиявшего на них. Экспозиция — путешествие по трудам и биографии мастера, лишенное хронологической последовательности, но не образности. Чернихов действительно представлял образ будущего, воплощая в своих работах неожиданные и по-настоящему удивительные находки и решения. Тотальное погружение в историю архитектуры первой половины XX века только им одним не ограничивается, а экспозиция предлагает в том числе разобраться, как Яков Чернихов повлиял на современный графический дизайн.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ и центра толерантности)

Какой получилась выставка о Якове Чернихове в Еврейском музее

«Краснопевцев. Равновесие неравного»

25 сентября — 8 января Москва, Центр современного искусства AZ/ART

Сакральность произведений Дмитрия Краснопевцева легко почувствовать после первого взгляда на них, еще даже не зная деталей творческой биографии их автора. Большая выставка к 100-летию художника переносит в его мастерскую, пространство, полное артефактов и символов, находящих отражение в работах художника. Окруженный тишиной и мерным, почти недвижимым течением времени, Краснопевцев писал свои метафизические натюрморты, теперь переместившиеся на стены AZ/ART. Затактом к экспозиции становится портрет героя выставки кисти Анатолия Зверева, он перекидывает мостик к ранним произведениям автора и его творческим экспериментам, пока из соседнего зала звучит музыка в исполнении друга художника Святослава Рихтера.

Экспозиция выставки «Краснопевцев. Равновесие неравного» (Фото: Василий Буланов / пресс-служба Центра современного искусства AZ/ART)

«Вишневый сон»

20–24 октября Музей Москвы

«Вишневый сон» Олега Глушкова отсылает не к чему-нибудь, а, естественно, к «Вишневому саду» Чехова, при этом сосредотачиваясь на авторской трактовке текста. Антон Павлович считал свою пьесу комедией в четырех действиях. Возвращается к исконному прочтению материала и Олег Глушков вместе с независимым театром «а39», названным по номеру культовой аудитории ГИТИСа. Удержаться от смеха, а порой и хохота собравшимся в зале действительно будет сложно, а актуальность текста в сегодняшнем дне сомнений не вызывает: приправленный щепоткой режиссерских находок и актерских удач, он становится воплощением своего времени со всеми его контекстами.

Новый выставочный сезон МАММ

с 27 сентября Мультимедиа Арт Музей, Москва

Мультимедиа Арт Музей, Москва начинает свой новый выставочный сезон, открывая сразу пять экспозиций, каждая из которых знакова в своем собственном ключе и контексте. К примеру, персональная выставка недавно ушедшей из жизни, но не из мира искусства Ани Желудь под названием «Вдох-выдох» посвящена ее взгляду, без которого современное российское искусство представить себе сложно, и ретроспективно прослеживает важные для художницы метафоры. Экспозиция Владимира Грига «Спасибо вам, что были снами» собирает в музейных залах мозаики художника, выполненные на холсте, соединяя во времени и пространстве персонажей из сложносочиненного мира автора.

Аня Желудь, «Схема пространства элементарного счастья», 2007 (Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея, Москва)

Арт-группа «Провмыза»: «Важно, чтобы была острая взбудораженность»

«Кабала святош»

17, 18 октября Москва, МХТ имени А.П. Чехова

Нет другой такой сцены в этом мире, на которой «Кабала святош», написанная Михаилом Булгаковым специально для Московского художественного театра, смотрелась бы настолько органично. Пьеса сложной судьбы, она была запрещена в 1936 году после нескольких показов и после возвращалась в МХТ дважды, оба раза — в постановке Адольфа Шапиро. На этот раз за особенный для театра текст взялся режиссер Юрий Квятковский, взгляд которого превратил в Жан-Батиста Мольера Константина Хабенского, а в короля Людовика XIV — Николая Цискаридзе, выбравшего лаконичный сценический псевдоним Максим Николаев. Драматургом постановки выступил Михаил Дегтярев, знаток метких реплик на злобу дня, а сценическая версия пьесы, помимо них, полнится отрывками из текстов самых разных эпох, впечатляя воодушевленного зрителя новыми нетривиальными параллелями.

«Кабала святош» в МХТ им. Чехова (Фото: пресс-служба МХТ имени А.П. Чехова)

«Ирина Затуловская. Жизнь»

до 30 ноября Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Большой ретроспективный проект художницы Ирины Затуловской полнится чуткой нежностью и носит емкое название «Жизнь». Это полновесное погружение в авторский мир со всеми его остановками, поворотами и открытиями, от детства и юности до сегодняшнего дня. За архитектурное решение проекта отвечали Кирилл Асс и Надежда Корбут, так что причудливые персонажи из произведений и общее настроение работ находят метафорический отклик в пространстве. Десятки жанров, солирующие каждый сам по себе, выступают и стройным ансамблем, поющим оду искусству Ирины Затуловской.

Ирина Затуловская, «Только что родился», 1985 (Фото: пресс-служба Московского музея современного искусства)

Лонгборд за ₽5 млн и объекты-иконы: Cosmoscow 2025 подвела итоги

«Создать пару: Алина Глазун и Петр Кирюша»

18 октября — 10 декабря Екатеринбург, выставочное пространство «Синара Арт»

Коллекция Антона Козлова продолжает свое шествование по музеям и выставочным пространствам. И после большой выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва возвращается в Екатеринбург, в котором с экспозиции в арт-галерее Ельцин-центра и началась выставочная жизнь собрания коллекционера. «Создать пару» — новый проект, инициированный вместе с фондом Синара, и открывающая его глава посвящена творчеству двух художников — Алины Глазун и Петра Кирюши. Наблюдая за временем и его приметами, буднями и выходными, авторы выбирают разные методы исследования. Тем интереснее оказывается их беседа.

Петр Кирюша, без названия, 2025 (Фото: пресс-служба «Синара Арт»)

Sound Up Meditation: Месса Гула

14 октября Москва, Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла

Празднуя свой юбилейный 10-й сезон, фестиваль неординарных музыкальных событий Sound Up продолжает череду российских премьер сочинений современных композиторов. На этот раз в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла прозвучит Месса Гула (Drone Mess) Йохана Йоханнссона — произведение, соединяющее академические законы и устои с электроникой, а также философскими взглядами на музыку и жизнь. Звуки, растворяющиеся в тишине, определенно влияют на нас, и Йоханнссон исследует это влияние, облекая его в форму мессы.

Йохан Йоханнссон, 2016 (Фото: johann_johannss / / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России))

«Открытое хранение. Бакштейн-функция²»

до 31 января Москва, Музей современного искусства «Гараж»

Чуткий взгляд Иосифа Бакштейна — куратора, искусствоведа и художественного критика, без которого невозможно представить и осознать российское современное искусство — наблюдал за происходившими процессами, а в его руках нередко оказывалась камера. Так в архивах музея современного искусства «Гараж» остались не только кассеты и пленки, но сохранилась сама история. Сегодня, когда мир искусства продолжает свою жизнь уже без Иосифа Бакштейна, он никуда не исчез. «Бакштейн-функция²» — архивный видеопроект, повод для которого — 80-летие куратора, и через призму видео, снятых Бакштейном, или сюжетов, в кадре которых появляется он сам, можно увидеть и прожить историю российского современного искусства.

Иосиф Бакштейн на выставке «Битца за искусство». Москва, 1986 (Фото: Георгий Кизевальтер / Фонд Георгия Кизевальтера, архив Музея современного искусства «Гараж»)

«Are you ready for the future? Из коллекции Пьера-Кристиана Броше»

до 14 октября Москва, HSE ART Gallery

Выставка, состоящая из произведений, входящих в собрание коллекционера Пьера-Кристиана Броше, размышляет об ответственности коллекционера не только перед настоящим, но и перед будущим. Ведь именно он своим выбором перекидывает мостик в грядущие годы, века и эпохи. В экспозиции — шесть основных тем, каждая из которых вступает в диалог между прошлым и настоящим через этнографические и археологические находки и работы современных авторов.

«Учетная книга подношений». Япония, эпоха Мэйдзи, 1890–1892 (Фото: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)