Кино 10 лучших режиссерских дебютов в истории кино
Кино
10 лучших режиссерских дебютов в истории кино
Постер к фильму «Прочь»
© kinopoisk.ru
Триллер «Прочь» (в прокате с 11 мая) уже стал самым прибыльным режиссерским дебютом, основанным на оригинальном материале. Многие оттачивают мастерство на первых картинах, чтобы снять лучшее на пике карьеры. А герои этой статьи сразу перевернули ими кино.

«Прочь» (2017)

Дебютант Джордан Пил стал новым золотым мальчиком Голливуда, всего за $4,5 млн сняв фильм, который уже собрал по миру под $200 млн. Это особенно впечатляет, если учесть, что Пил сделал хит в эпоху кинокомиксов, ремейков и сиквелов из, казалось бы, простейшей истории про чернокожего парня, который едет знакомиться с родителями своей девушки и начинает догадываться, что в их доме происходит нечто странное. Пил не просто сделал кассовый фильм — он открыл длящуюся уже месяцы дискуссию о живучести расизма и о том, что за кинематографистами, говорящими о сегодняшних проблемах общества языком жанрового кино, будущее.

 

 

«Андалузский пес» (1929) и «Золотой век» (1930)

Хотя «Андалузский пес» — официальный дебют Луиса Бунюэля, все же фильм длиной 16 минут можно отнести к полнометражному кино с натяжкой, даже в эпоху немого кино. Сцена с глазом и лезвием спустя почти 90 лет остается одной из самых «несмотрибельных» в истории кино, а эпизод с героиней, сосущей палец статуи, в следующем фильме Бунюэля «Золотой век» — одним из самых эротичных.

Кадр из фильма «Андалузский пес»
© kinopoisk.ru

Бунюэль быстро «перерос» свое сотрудничество с Сальвадором Дали и в следующие полвека оставался трезвым наблюдателем человеческой природы. Идеальная карьера дебютанта, не обманувшего ожиданий поклонников — его последний фильм «Этот смутный объект желания» — не меньший шедевр, чем первый.

Кадр из фильма «Золотой век»
© kinopoisk.ru

 

 

«Мальтийский сокол» (1941)

Чтобы переквалифицироваться в режиссеры, сын известного актера Уолтера Хьюстона и успешный сценарист Джон Хьюстон согласился снять экранизацию романа Дэшиела Хэммета всего за полтора месяца и с мизерным даже по тем временам бюджетом $300 тыс. Сегодня одна из трех использованных в фильме статуэток черного сокола стоит в четыре раза больше всего бюджета. Этим идеальным фильмом Хьюстон запустил целый жанр «нуар», c ним же стал одним из лучших голливудских режиссеров на целых пять десятилетий, а еще — средним звеном в уникальной кинодинастии, представители трех поколений которой получали «Оскар». Да, и здесь Хамфри Богарт сыграл свою лучшую роль, что бы ни считали поклонники «Касабланки».

 

 

«На последнем дыхании» (1960)

Кинокритик Жан-Люк Годар снял роман вора со студенткой с легкостью эрудита-любителя и так придумал «новую французскую волну» — чтобы добиться необходимой спонтанности, он диктовал Жан-Полю Бельмондо и Джин Сиберг реплики прямо перед началом съемки. Бельмондо был уверен, что фильм будет настолько плох, что его даже не допустят до кинотеатров. Случилось все ровно наоборот — актер сыграл в более чем 90 фильмах, но все равно остался в истории кино как обаятельный герой без будущего, живущий на последнем дыхании Мишель Пуакар. Сьюзан Зонтаг писала, что Годар пришел в кино, чтобы его разрушить, другие сравнили вклад режиссера с влиянием «Весны священной» Стравинского на музыку и «Улисса» Джойса на литературу. В том же году товарищ Годара по борьбе Франсуа Трюффо тоже дебютировал в режиссуре, сняв «Четыреста ударов» (1960), первый из четырех фильмов об Антуане Дуанеле. Большой эксперимент по документированию жизни целого поколения с его страхами и надеждами начался.

 

 

«Ночь живых мертвецов» (1968)

Сейчас фильмы о зомби выходят чуть ли не каждый месяц, и все они обязаны своим существованием Джорджу Ромеро, который в 28 лет снял историю об оживших мертвецах как о жизни среди зомбированного населения. Ромеро создал пять сиквелов собственного шедевра и скептически относится к нынешним зомби-хоррорам, ругая их за сходство с компьютерными играми, отсутствие настоящего саспенса и пренебрежение главным правилом «зомби не должны бегать». Как основатель жанра имеет полное право.

 

 

«Беспечный ездок» (1969)

Еще в 1950-х молодой актер Деннис Хоппер познакомился с голливудским классиком Джорджем Кьюкором и сказал ему: «Я вас всех похороню», имея в виду предыдущие поколения режиссеров. В конце 60-х, когда Голливуд проигрывал войну за зрителей телевидению и молодежной контркультуре, Хопперу почти удалось похоронить старперов: его снятое практически без сценария роуд-муви о двух байкерах, едущих из Лос-Анджелеса в Новый Орлеан с целью узнать, что же такое настоящая Америка, собрал огромные по тем временам $60 млн в прокате при бюджете всего $400 тыс. Тогда Голливуд и понял, что можно снять блокбастер, имея в распоряжении всего двух недорогих актеров на мотоциклах. Следующие фильмы Хоппера-режиссера были не так успешны, он вернулся к актерской карьере и сыграл незабываемых злодеев в «Синем бархате» и «Скорости» — так он навсегда остался в памяти зрителей бунтарем совершенно без единой причины.

 

 

«Голова-ластик» (1977)

Выпускник Американского киноинститута Дэвид Линч снимал свой вышедший ровно 40 лет назад дебют о человеке, не знающем, что ему делать со странным ребенком-мутантом, на протяжении пяти лет. Наконец-то добравшийся до кинотеатров фильм познакомил зрителей с новым миром — артхаусом, кино, которое может быть экспериментальным авторским искусством и одновременно — приносить деньги. Джордж Лукас тут же предложил Линчу снять «Возвращение джедая» (Линч отказался), а Стэнли Кубрик показывал «Голову-ластик» Джеку Николсону перед съемками «Сияния». Так что благодаря дебюту Линча вышло много хорошего кино.

 

 

«Секс, ложь и видео» (1989)

В самом конце 80-х случилось нечто неслыханное — главный приз Каннского кинофестиваля ушел 26-летнему дебютанту Стивену Содербергу за фильм такой эмоциональной зрелости, откровенности и силы, что именно с него принято вести отсчет начала расцвета индепендент-кино в следующем десятилетии. Содерберг впоследствии регулярно переосмысливал целые жанры, делал ремейк «Соляриса» Тарковского и криминальные блокбастеры («Одиннадцать друзей Оушена»), снял социальную «Эрин Брокович», за которую Джулия Робертс получила свой единственный «Оскар», заявлял об уходе из кино, в котором ему якобы больше нечего сказать, переходил на телевидение и возвращался, превратив свои отношения с профессией в последовательное переосмысление всего и вся. А началось это со скромного фильма, который на первый взгляд выглядел как мелодрама о четырех людях, просто не очень довольных своей сексуальной жизнью.

Кадр из фильма «Секс, ложь и видео»
© kinopoisk.ru

 

 

«Бешеные псы» (1992)

За последнюю четверть века Квентин Тарантино снимал более сложнопостановочные, амбициозные и изысканные фильмы. Но ничто не сравнится с сырой свежестью и яростью его дебюта, в котором текст (умные и смешные поп-диалоги) и изображение (шокирующие сцены насилия) совмещены так, будто до Тарантино никто не снимал кино.

 

 

«Быть Джоном Малковичем» (1999)

До своего полнометражного кинодебюта Спайк Джонз целых девять лет набивал руку на короткометражках, документалках и видеоклипах для самых интересных музыкантов от Beastie Boys и Daft Punk до Шона Леннона и Бьорк. В его первом фильме было все, за что Джонза давно уже любили поклонники его произведений малых форм: он вывернул кино наизнанку, переведя фокус в сознание актера, куда можно попасть через дверь на седьмом с половиной этаже офиса, где работает герой Джона Кьюсака. Сценарий Чарли Кауфмана был настолько диким, что сам Джон Малкович отказывался играть, предложив заменить себя Томом Крузом. К счастью, он передумал, фильм в итоге получил три номинации на «Оскар» и запустил кинокарьеру Джонза.