Стиль
Впечатления Дорога в жизнь: лучшие фильмы «Сандэнса»
Впечатления

Дорога в жизнь: лучшие фильмы «Сандэнса»

Фото: sundance.org
19 января в США начался фестиваль независимого кино «Сандэнс». «РБК Стиль» — о том, чем он интересен, какие фильмы нам подарил и чего стоит ждать от него в этом году.

Основанный Робертом Редфордом фестиваль «Сандэнс» с 1978 года ежегодно проводится в американском штате Юта. Большинству российских зрителей он не особенно известен, но в США пользуется большой популярностью: в прошлом году, например, его посетили около 46 тыс. человек. ​На сегодняшний день это самый крупный и важный фестиваль независимого кино Америки. Но основная ценность «Сандэнса» в том, что он дает молодым и начинающим режиссерам шанс «выстрелить» и попасть на большие экраны. Именно с этого фестиваля начинали свой путь к признанию многие кинематографисты, а некоторые картины, дебютировавшие на «Сандэнсе», впоследствии номинировались на «Оскар» и даже получали заветные статуэтки.

«РБК Стиль» вспомнил фильмы, которые, дебютировав на фестивале независимого кино, получали широкое признание. А также обратил внимание на самых перспективных конкурсантов этого года.

 

— Знаменитые дебютанты «Сандэнса» —

«Бешеные псы»

Сейчас трудно представить себе Тарантино никому не известным режиссером, которому было трудно получить финансирование на съемки своих фильмов, но когда-то все было именно так, и дорогу в большое кино великому Квентину проложил «Сандэнс». В 1992-м он дебютировал на фестивале со своим фильмом «Бешеные псы» — и эта криминальная драма до сих пор считается некоторыми поклонниками творчества режиссера лучшей в его фильмографии. После оглушительного успеха «Псов» у критиков Тарантино превратился в одного из самых перспективных сценаристов и постановщиков Америки. Примечательно, что главный приз его работа при этом не выиграла, уступив комедии «В супе» со Стивом Бушеми в главной роли.

Подобные «Бешеным псам» фильмы — свежие, смелые, авторские, новаторские — олицетворения «Сандэнса». Это именно то, за чем ежегодно в Юту приезжают тысячи киноманов.

 

 

«Звери дикого Юга»

В 2012 году эта драма Бена Зайтлина стала триумфатором фестиваля, отхватив сразу два главных приза: «Гран-при жюри» и награду от зрителей.

Чудовищно трогательную историю шестилетней девочки, которая отправляется в опасное приключение на поиски своей матери, не забыли даже спустя год после выхода: «Звери дикого Юга» были номинированы на «Оскар» сразу в четырех главных номинациях. Не выиграли ни одной, но еще раз доказали, что даже скромное независимое кино способно тягаться по силе с главными фильмами года.

 

 

«Одержимость»

Дэмьена Шазелла вообще можно назвать открытием «Сандэнса». После показа его дебютного фильма «Одержимость» на фестивале о режиссере стал говорить весь мир. История о барабанщике, мечтающем стать величайшим музыкантом своего поколения, выиграла две главных премии фестиваля, а затем была номинирована и на «Оскар», где считалась едва ли не фаворитом. Фильм в итоге получил три статуэтки: за лучший звук, лучший монтаж и лучшую мужскую роль второго плана (блистательный Дж. К. Симмонс).

Сейчас Шазелл собирает по миру всевозможные награды за свой «​Ла-Ла Ленд», и велика вероятность, что именно этот фильм американские киноакадемики признают лучшим фильмом года. В копилке картины — семь «Золотых глобусов».

 

 

«Луна»

На «Сандэнсе» начался и творческий путь Дункана Джонса, в прошлом году снявшего «Варкрафт» с бюджетом в $150 млн. Его первый фильм, камерная фантастическая драма о живущем на лунной базе астронавте, впечатлял ничуть не меньше. В 2009 году он произвел на фестивале настоящий фурор, впоследствии заработал в прокате более $10 млн (хороший результат для независимого кино) и заставил говорить о Джонсе как о первоклассном режиссере.

 

 

«Канатоходец»

На «Сандэнсе» показывают не только драматическое кино, но и документальное. Там, например, дебютировала одна из самых известных картин этого жанра последнего времени, «Канатоходец» Джеймса Марша. Она посвящена эквилибристу Филиппу Пети, который 45 минут гулял по натянутому между Башнями-близнецами в Нью-Йорке канату. В 2009 году «Канатоходец» получил «Оскара» как лучший документальный фильм. Кроме того, это один из редких проектов, имеющих 100 процентов положительных рецензий на агрегаторе Metacritic.com.

В 2015-м Марш мог получить свой второй «Оскар» за фильм «Вселенная Стивена Хокинга», однако его работа уступила «Бердмэну» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. А вот сыгравшего в «Канатоходце» Эдди Рэдмейна в том же году удостоили статуэтки за лучшую мужскую роль.

 

 

— Самые перспективные фильмы «Сандэнса-2017» —

«Ветреная река»

Фото: sundance.org

Тейлор Шеридан за последние два года написал сценарии к сразу двум фильмам из разряда «лучшее кино, которое вы пропустили». В 2015-м вышел «Убийца» Дени Вильнёва, незаслуженно проигнорированный Оскаровской комиссией в главных номинациях, а в прошлом — забойный вестерн «Любой ценой» Дэвида Маккензи. Воплотить на экранах сценарий для своего следующего фильма Шеридан решил сам. И если режиссер из него такой же блистательный, как и сценарист, мы можем получить одну из лучших картин года.

«Ветреная река» расскажет историю агента ФБР, который пытается выследить опасного преступника в диких условиях.

 

 

«Mudbound»

Экранизация одноименной новеллы Хиллари Джордан, ставшей международным бестселлером. В западной прессе фильму пророчат успешное фестивальное будущее, так что скорее всего за права на его прокат после «Сандэнса» будут сражаться крупнейшие киностудии. По слухам, продюсеры уже пророчат режиссеру «Mudbound» Ди Риис «Оскар». Тем более что главный приз «Сандэнса» Риис уже выигрывала со своей работой «Отверженная».

«Mudbound» рассказывает историю двух американских семей из Миссисипи во времена Второй мировой войны и касается проблемы расовой дискриминации.

 

 

«Желтые птицы»

Фото: sundance.org

Велика вероятность, что этот фильм закупят к широкому прокату сразу после его дебюта на «Сандэнсе». Причина тому — перспективный актерский состав. Тай Шеридан исполнит главную роль в ожидаемом фантастическом фильме Спилберга «Первому игроку приготовиться», а Олден Эренрайк сыграет Хана Соло в будущем спин-оффе «Звездных войн». Плюс в основу картины положен интересный сценарий: это история о двух молодых американских солдатах во времена войны в Ираке. 

Кроме того, этот фильм — редкая возможность увидеть Дженнифер Энистон в драматическом кино.

 

 

«City of Ghosts»

Фото: sundance.org

Первый заметный документальный фильм года. Его режиссер — Мэтт Хейнеман, и в 2015 году он привлек к себе внимание работой «Земля Картелей», которая получила номинации на «Оскар» и «Эмми».

Тема новой картины Хейнемана — становление запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». «Город Призраков» расскажет историю RBSS, группы сирийских оппозиционных журналистов, которые самоотверженно добывали ценнейшие кадры о деятельности ИГИЛ и сражались за права людей, живущих на подконтрольных террористам территориях.