Стиль
Впечатления 4 худших киноремейка и один лучший
Впечатления

4 худших киноремейка и один лучший

Фото: kinopoisk.ru
Имея права на шедевр прошлого, сложно не поддаться искушению заработать на нем денег по-новой. Обычно такие опыты печальны — оригинал лучше подделки, но бывают и редкие исключения. Геннадий Устиян вспоминает четыре особо вопиющих случая и один удачный.

Когда снимают ремейк среднего фильма — это еще полбеды, был так себе, стал тоже так себе. Сердце обливается кровью, когда продюсеры хотят нажиться на десятилетиями любимых зрителями картинах — причем иногда с таким катастрофическим результатом, что портят и память об оригиналах.


«Психоз»


Оригинал: 1960, режиссер Альфред Хичкок
Ремейк: 1998, режиссер Гас Ван Сэнт

 

Оригинал: 1960 г.

Ремейк: 1998 г.


К 1960 году Хичкок, только в Голливуде снимавший уже два десятилетия, считался старомодным консервативным режиссером, в разгар появления первого помешанного на массовой культуре поколения и в преддверии сексуальной революции делавшим помпезные детективные истории с актерами, которые стали звездами еще в 1930-х.

Оригинал: 1960 г.

Ремейк: 1998 г.

«Психоз», в котором Хичкок нарушил важное правило зрительского штампа в восприятии развлечений, убив героиню в первые 20 минут фильма, стал подтверждением того, что режиссер живее всех живых и энергичнее любого выпускника киношколы. Влияние «Психоза» на всю дальнейшую историю кино настолько велико, что продюсеры с радостью дали Гасу Ван Сэнту, чей «Умница Уилл Хантинг» в 1998-м номинировался на девять «Оскаров», бюджет на ремейк хичкоковского фильма. Результат — унылый, почти покадровый пересказ того, что мы уже знаем, вызвал лишь один вопрос: «Зачем?» и только подтвердил величие оригинала, которое нельзя сымитировать. Хичкока интересно смотреть и сегодня, снятый Ван Сэнтом ремейк хочется поскорее забыть.

«Сабрина»


Оригинал: 1954, режиссер Билли Уайлдер
Ремейк: 1995, 
режиссер Сидни Поллак


Несмотря на то что Билли Уайлдер приехал из Австрии в Голливуд уже зрелым человеком, он настолько был чуток к неродному английскому, что его фильмы, сценарии к которым он обычно писал сам, идеально отражают свою эпоху и трудно представимы в другой — представьте себе ремейк «В джазе только девушки», например, где текст Джека Леммона и Тони Кертиса произносят другие актеры, а Душечку играет не Мэрилин Монро.

Сидни Поллак рискнул через 40 лет после выхода оригинала и провалил затею. Англичанка Джулия Ормонд, для которой роль, сыгранная Одри Хепберн в оригинальной «Сабрине», должна была стать пропуском к голливудской славе, сгинула вскоре после выхода фильма — экранное обаяние Хепберн и сравнение с ней погубило восприятие ремейка и заодно карьерные планы Ормонд.

Оригинал: 1954 г.

Через семь лет похожая история случилась с Тэнди Ньютон, сыгравшей роль Одри Хепберн в ремейке романтического детектива «Шарада» (1963) под названием «Правда о Чарли». Эти две неудачи с тех пор научили актрис одной очень важной вещи: не хочешь испортить себе карьеру — избегай играть роли Одри Хепберн, потому что ты все равно… нет, не хуже. Просто второй такой нет, не было и не будет.   

Ремейк: 1995 г.

«Женщины»


Оригинал: 1939, режиссер Джордж Кьюкор
Ремейк: 2008, режиссер Дайан Инглиш


Идеальное доказательство, что хорошая идея срабатывает один раз и только в качественном исполнении. Оригинал Джорджа Кьюкора был для своего времени революционным: в фильме 1939 года женщины сражаются, как могут, за мужчин, которых концептуально нет на экране, и даже сравнение героинь с животными — лисой, пантерой и так далее — не выглядит нелепым. Казалось бы, чего уж проще в наше свободное время — возьмите оригинал и адаптируйте к современной жизни. Но ремейк потряс глупостью и скукой — режиссеру и сценаристке Инглиш показалось достаточным в политкорректную эпоху поменять некоторым героиням расу или сексуальную ориентацию. К сожалению, она забыла вставить в сценарий остроумные диалоги. Карьера Мег Райан, которая до того была королевой романтической комедии, пошла после этого фильма на спад, а об Инглиш никто и не вспоминает — в отличие от Кьюкора, который снимал в Голливуде пять десятилетий и ретроспективы которого собирают не меньше зрителей, чем полвека назад. 

Оригинал: 1939 г.

Ремейк: 2008 г.

«Вспомнить все»


Оригинал: 1990, режиссер Пол Верхувен
Ремейк: 2012, режиссер Лен Уайзман


 

Оригинал: 1990 г.

О величии Верхувена говорит хотя бы то, что у всех его снятых в Голливуде фильмов, кроме «Плоти + крови», — от «Робокопа» до «Основного инстинкта» — были ремейки и сиквелы. К сожалению, все они были сняты без его участия. А зря, ничего хорошего из бездумной эксплуатации его идей менее талантливыми постановщиками не вышло. В данном случае большая глупость состояла еще и в том, что в ремейке вместо Арнольда Шварценеггера из оригинала играет все еще разыгрывающий карту «плохого мальчика» и совершенно необаятельный Колин Фаррелл. В этом смысле у Шварценеггера — не смейтесь — есть что-то общее с Одри Хепберн. Кто бы ни играл их роли, он заведомо обречен на провал (то же касается и ремейка «Конана-варвара» и четвертого «Терминатора»).

Ремейк: 2012 г.

Один хороший:

«Афера Томаса Крауна»


Оригинал: 1968, режиссер Норман Джюисон
Ремейк: 1999, режиссер Джон Мактирнан


Для того чтобы убедиться, насколько хороший фильм снял Мактирнан на чужом, причем очень известном материале, достаточно посмотреть оригинал и ремейк друг за другом.

Картина Джюисона при всех ее достоинствах остается отражением своей эпохи, но в ней же и остается — некоторые сцены и приемы кажутся устаревшими и способны понравиться только ценителям эстетики 1960-х. Ремейк, снятый через три десятилетия, прекрасно смотрится и спустя 16 лет — герои интереснее, Пирс Броснан, еще не уставший от своего статуса Джеймса Бонда, явно получает удовольствие от работы, а Рене Руссо в роли детектива ему не уступает. Это кинематографическая игра в кошки-мышки на равных, а сцены музейного ограбления сделаны чрезвычайно изящно. Кажется, будто Мактирнан при всем уважении к оригиналу снял совершенно другой фильм с тем же названием, будто забыл о существовании картины со Стивом Маккуином и Фэй Данауэй (которая, кстати, появляется в камео во втором фильме), и отчасти это и отличает хороший ремейк от плохого.