В прокат выходит фильм «Последняя любовь мистера Моргана»
Фильмами о том, что любви все возрасты покорны, зрителей в последнее время не удивишь — например, посвященный этой теме «Отель «Мэриголд» набрал солидную кассу в мире. Но картина немецкого режиссера Сандры Неттельбек (говорит вам что-нибудь название ее предыдущей картины «Сладкая Марта»?), задумчивый, неспешный и стерильный по картинке, ближе по ДНК к обласканной фестивальными призами «Любви» Михаэля Ханеке. «Последняя любовь» даже начинается как будто бы с того места, где заканчивалась «Любовь»: окаменевший дряхлый вдовец у смертного одра супруги упрямо не хочет отпускать любимую жену в мир иной и не подпускает к ней сотрудников полиции и врачей. Интерьеры вроде бы те же — просторная парижская квартира, выхолощенная буржуазная берлога. Показательно и то, что фильм «Любовь» стал главным лауреатом крупнейшего киносмотра мира в Канне, а «Последняя любовь мистера Моргана» без особого шума был представлен в прошлом году на фестивале в Локарно. Но при всех допущениях, этот фильм не тянет на сиквел болезненной драмы австрийца — в ней не хватает пронзительных сцен превозмогания немощности и игривой жовиальности. История лишена какого-либо надрыва или конфликта и сделана как будто на автомате.
Отеческое латино
Профессор философии Мэттью Морган (Майкл Кейн), овдовевший в 80 лет, — американский экспат в Париже, за долгие годы жизни на чужбине так и не продвинувшийся во французском дальше «мерси» и «сильвупле». В автобусе он знакомится с молодой англоговорящей преподавательницей латиноамериканских танцев Полин (Клеман Поэзи), буквально уступившей ему место. Последующее совместное поедание багетов в парке, держание за руки и посещение курсов ча-ча-ча кажется ему гораздо более интересным времяпровождением, чем коллекционирование румынских почтовых марок, которым он занимался раньше. Все было бы хорошо, но после неудачной попытки самоубийства с помощью медикаментов пенсионера в Париже навещают его дети — сын и дочь (в ее роли энергичная Джиллиан Андерсон).
Они встречают в штыки увлечение папы светловолосой француженкой, подозревая, что та стремится прибрать к рукам его квартиру. Откровенно говоря, мотивация Полин остается такой же смутной и для зрителей — если не считать признания, что седая борода дедушки-экспата напоминает ей об отце. Но простое открытое лицо девушки все-таки подкупает куда больше напористости американских отпрысков, и вполне понимаешь, почему персонаж Кейна переехал от них подальше, за Атлантический океан.
Кто этот мощный старик
Главный аттракцион в этой непритязательной и откровенно затянутой истории — конечно же, Майкл Кейн, который крайне достойно смотрится даже в подобных коматозных ролях. Иногда, правда, вспоминается недавняя пародия на Кейна в кулинарной британской комедии «Путешествие», где комик Стив Куган мастерски изощрялся в имитации его речи — особенно это чувствуется в сценах, когда Кейн в парижских кафе заказывает фуа-гра. Фильмы о романтических приключениях эксцентричных старцев — это некое обязательное упражнение для актеров-мастодонтов, и легко понять, почему Кейн дал согласие на съемки, прочитав сценарий фильма. Питер О’Тул, его давний коллега, перед прошлогодней кончиной отметился подобной ролью в фильме «Венера» 2006-го года — правда, с куда более живым и впечатляющим итоговым результатом. У Кейна за плечами уже есть одна обязательная роль для актеров-пенсионеров — «ворошиловский стрелок» в картине «Гарри Браун». А другой непременный пунктик, шутки про «Виагру», был зачеркнут еще в «Остине Пауэрсе». Будем надеяться, что эта сентиментальная евроканитель не станет последним пунктом в карьере британского актера-динозавра — к тому же уже известно, что он снимается в следующем фильме итальянца Паоло Соррентино, в прошлом году положившего всех в Европе на лопатки своей «Великой красотой». «Последняя любовь мистера Моргана» же останется незаметной строчкой в обширной фильмографии великого, без дураков, актера.
Илья Миллер