Стиль
Впечатления Изнанка индустрии: 5 лучших книг о современном искусстве
Стиль
Впечатления Изнанка индустрии: 5 лучших книг о современном искусстве
Впечатления

Изнанка индустрии: 5 лучших книг о современном искусстве

Фото: пресс-службы издательств
Как разбираться в современном искусстве и действительно его понимать? Пять книг по теме специально для «РБК Стиль» советует художница и преподаватель абстрактной живописи в Стэнфордском университете Наталья Львова.

Когда я веду мастер-классы по абстрактной живописи в Стэнфорде в качестве художника-преподавателя, студенты проводят со мной почти весь день. Моя техника — это чистый цвет, упорядоченные мазки на холсте и линии, перетекающие из одного объекта в другой. Все эти компоненты призваны гармонизировать пространство на холсте. Когда мы со студентами стараемся определить, что же такое современное искусство, я часто рекомендую именно эти пять книг, которые мне кажутся важными и актуальными. Все они ориентированы на широкую аудиторию, хотя некоторые полны захватывающих закулисных историй из мира искусства. Они порождают желание узнать больше о некоторых художниках и произведениях и скорее сходить в художественный музей или галерею современного искусства.

 

Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

Издательство: «Азбука»

Фото: пресс-служба издательства «Азбука»

Эта книга подарила мне совершенно новое видение понятия «искусство». Ее автор — человек, который много лет находится в самой гуще английского арт-рынка. Филип Хук — известный искусствовед и сотрудник знаменитых аукционных домов Sotheby’s и Christie’s. Доскональное знание вопроса и тонкое чувство юмора позволяют ему так мастерски преподносить информацию, что полезной книга может быть как для простого обывателя, решившего расширить кругозор в области искусства, так и для довольно искушенного читателя. Вы узнаете из этой книги о том, как образ жизни мастера и причина его смерти влияют на стоимость картин, что такое «личный бренд» художника и откуда берутся заоблачные цены на шедевры. Книга содержит и более практическую информацию — о том, кто такие коллекционеры и арт-дилеры или как организованы торги на аукционах. Филип Хук пишет без напыщенности и пафоса, щедро делится богатством своих знаний и опыта. Погружаться в мир арт-рынка с таким проводником интересно, приятно и познавательно.

 

 

Сэм Филлипс «...Измы. Как понимать современное искусство»

Издательство: Ad Marginem Press

Фото: пресс-служба издательства Ad Marginem Press

Если вам необходим добротный путеводитель по современному искусству, эта книга послужит вам великолепно. В ней собраны описания ключевых стилей и течений начиная с конца ХIX века и заканчивая сегодняшним днем. Листая книгу, можно проследить всю эволюцию искусства, узнать имена и отличительные особенности основных авторов и увидеть их ключевые работы. Мне очень понравилось, что в конце есть указатель художников, всех необходимых терминов, а еще — удобная хронологическая таблица стилей, групп и школ.

Да, человеку давно и безнадежно интересующемуся современным искусством, справочник может показаться слишком компактным. Но, по моему мнению, британский искусствовед, журналист и редактор блога Королевской академии искусств Сэм Филлипс очень качественно структурировал и отобрал самое важное и интересное. Эта книга дает импульс к изучению и познанию.

 

 

Сара Торнтон «Семь дней в искусстве»

Издательство: «Азбука»

Фото: пресс-служба издательства «Азбука»

Этой книге почти десять лет, и она до сих пор актуальна и очень мной любима. В ней разобраны самые разные стороны арт-рынка и существования в нем художника. Британский журналист и социолог Сара Торнтон помогает лучше разобраться в самом понятии современного искусства, в механизмах, которые им движут, в тех ожиданиях, которые предъявляет художнику современный мир.

Книга интересна еще и тем, что в ней собраны интервью со многими успешными и яркими деятелями искусства, среди которых не только художники, но и владельцы галерей, критики, коллекционеры и другие влиятельные представители этого рынка. Достаточно полезной стала для меня информация о таких аспектах индустрии, как аукционы, биеннале, ярмарки. Автор помогает погрузиться, нет, не в творческую атмосферу, а скорее в «кухню» индустрии. Эта книга будет полезна самим художникам, особенно тем, кто не имеет агента, но хочет разобраться, как не только создать очередное произведение, но и сделать его великим.

 

 

Дональд Томпсон «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Издательство: «Центрполиграф»

Фото: пресс-служба издательства «Центрполиграф»

Реально ли продать скульптуру пятиметровой рыбы за $12 млн? Вполне, если найти двух миллионеров! Книга Дональда Томпсона о том, как создать то, что будет продаваться, и как продавать то, что уже создано.

Автор книги — настоящая акула экономики и искусства, а эта книга для многих художников и специалистов в области арт-рынка просто обязана стать настольной. Лично у меня долгое время так и было. Честно, бескомпромиссно, порой жестко и даже шокирующе профессор Гарварда Дональд Томпсон рассказывает о том, как все устроено в мире художников, галеристов, коллекционеров и дилеров.

Автор оперирует огромным количеством цифр и фактов, которые красочно иллюстрируют то, как можно за бешеные деньги продать совершенно заурядную пустую вещь. Просто маркетинг и ничего личного. У меня есть стойкое ощущение, что эта книга не столько про арт-рынок, сколько про то, какое количество иллюзий, подпитываемых мнением окружающих, наполняет нашу повседневную жизнь.

 

 

Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

Издательство: V-A-C press

Фото: пресс-служба издательства V-A-C press

И напоследок ответ на главный вопрос о современном искусстве. Думаю, каждый из нас когда-то недоуменно смотрел на репродукцию в книге или дотошно изучал оригинал в музее и никак не мог понять, как «это» может быть признанным произведением искусства. Ведь пятилетняя соседка рисует лучше. Признаюсь, меня саму иногда посещали такие мысли.

Эта книга ценна тем, что там разложено по полочкам, что есть настоящее искусство, а что — лишь его подобие. Почему одного художника называют посредственностью, а другого, который «рисует почти так же» — признают гением. Автор книги — куратор и арт-критик Франческо Бонами. Он с невероятной проницательностью умеет отделить «зерна от плевел» и талантливо, доходчиво доносит свою точку зрения до читателя. Но я не призываю читателя принимать на веру все, что там написано. Эта книга — провокатор. Она создана для того, чтобы размышлять, изучать и спорить, а также разрушать собственные стереотипы.