Ирина Глик, проект благоустройства Богородицка

Ирина Глик
Дизайнер и интерьерный архитектор Ирина Глик возвращалась в родной город с желанием возродить его былое очарование: слишком больно было смотреть на разрушенную в 1990-е инфраструктуру. Больших планов Глик не строила, но усилия и энтузиазм сделали свое: Богородицк становится новой точкой на туристической карте. Городская набережная напоминает театр, сады — живую декорацию, а забытые всеми исторические постройки собираются стать современными общественными пространствами.
- В основе обновления Богородицка — набережная с концепцией «Город-театр». Она стала первым шагом к созданию удобной инфраструктуры и дала потенциал для развития творческих площадок: театральных сцен, выставок и перформансов.
- Команда Ирины Глик сохраняет 80-летние яблони советских сортов — высаживает деревья из их черенков. В городе уже появилось 2 тыс. новых яблонь и груш — для производства экологически чистого сидра.
- При реновации яблоневых садов сохраняли связь с историей города и наследием просветителя Андрея Болотова, который посвятил Богородицку значительную часть жизни.
- В садах дизайнер собирается сделать музей и создать все для комфортного отдыха на природе — от отеля до арт-пространств.
- Ирина Глик и журналист Вадим Разумов записали аудиогиды, один по городу, другой по Богородицкому парку, на основе дневников Болотова.
- Историческое здание типографии станет отелем, который позволит туристам и горожанам получить новый культурный опыт.

Основательница дизайн-бюро «Геометрия» Ирина Глик в 2012 году захотела вдохнуть в родной Богородицк новую жизнь. Важнейшую достопримечательность, усадьбу Бобринских, Екатерина II построила для своего внебрачного сына и привлекла к проекту Андрея Болотова, человека-энциклопедию, садовода, агронома и основоположника термина «русский парк». Он запрудил реку, создал лучевую систему улиц города, которые вели ко дворцу, а вокруг разбил первый в России пейзажный парк. В 1990-е это великолепие пришло в упадок, а в 2000-е пруд превратился в болото и начал пересыхать.

Расчистка прудов и стала первым импульсом к обновлению города. «Новые смыслы и идеи появились позже, — говорит Глик. — Любая большая дорогая начинается с малого шага и маленьких успехов».
Город как театр со сценами из жизни
Потом взялись за реконструкцию набережной. В основу архитектурной концепции легла идея города-театра. Глик и бюро Neffa хотелось любоваться чем-то с большой воды — так появилась мысль о плавучих сценах и длинных лиственничных ступенях на набережной, напоминающих партер театра. Архитекторы не цитировали облик дворца, архитектурной доминанты города, а нашли свежее прочтение классики. С переосмысленными линиями и формами визуальный образ зазвучал по-новому. В такую структуру могут отлично вписаться фестивальные площадки, а пространства у береговой линии удобно адаптировать для театральных представлений: все это создает большой потенциал для развития города. Пока постановок нет, можно любоваться видами.

Сады как точка творческого притяжения и сохранения культурного кода
Когда Ирина Глик впервые за десять лет попала в яблоневые сады, через которые ребенком ходила в музыкальную школу, она увидела «настоящий декаданс» — клены закрывали от света яблони, а они тянулись к солнцу в поисках жизни, принимая необычные формы. Прозаичности сценам добавляли свалки прямо на центральной лужайке. Команда Глик расчистила их и засеяла чабрецом — растением, изображенном на гербе Богородицка. Это дало свежее артистичное прочтение символу города. Придумывая подобные концепции, Ирина Глик часто вспоминает Болотова: его наследие актуально и сегодня — в ландшафтном дизайне, экотрендах и органическом земледелии.

Отдельная работа проводится с яблонями: дизайнер придумала черенковать раритетные сорта, а также высадить 2 тыс. новых деревьев для производства экологически чистого сока и сидра. Сейчас на стадии разработки разные ландшафтные сценарии. Уже появились рощи из яблонь Недзвецкого и поляны злаковых, чтобы красивые картинки были у гостей перед глазами не только в сезон цветения, но и после.
Большая территория садов позволяет интегрировать современное искусство, не нарушая естественного очарования и привлекая для работы молодых художников и архитекторов. «В планах также — открыть музей с инсталляциями и инфраструктуру, чтобы гости могли останавливаться в самих садах, качественно отдыхать и перезагружаться», — рассказывает дизайнер.

Яблоневые сады
Отель на месте типографии
Следующая точка притяжения — здание бывшей типографии, которое Глик планирует превратить в отель. Это станет первым шагом для создания необходимой туристической инфраструктуры. Гости смогут остановиться не в однотипных номерах, а с разной концепцией и интерьером — чтобы получить особый культурный опыт.
На набережной около будущего отеля уже работает еще один важный пункт для развития туризма — кафе с панорамными окнами. Из них открывается живописный вид на исторический парк. Летом можно сидеть не просто на веранде, а на ступенях, которые ведут к воде, и наблюдать за сапбордистами. Расчистка прудов позволила горожанам приобщиться к этому спортивному досугу.
Для туристов также придумали аудиогиды, которые по-новому откроют город и для местных жителей. За основу гида по Богородицкому парку Глик и Разумов взяли дневники Болотова: рассказ от первого лица дает ощущение, что вы не просто гуляете, а путешествуете на машине времени.

На вопрос, что такое визионерство, Ирина Глик отвечает: это умение видеть чуть больше и дальше, чем остальные. В том числе потенциал места для дальнейшего преображения. Администрации города и области, а также команда Глик создали базу, но дальнейшее преображение зависит уже от самого города. «Нужно развивать фестивальное движение, растить и приглашать новые креативные команды. И тогда мы увидим результаты. Очень надеюсь, что идея города-театра будет не только в архитектуре набережной и планировке богородицких улиц, но и в интересных театральных проектах. И тогда я спокойно пойду по сценарию созерцателя», — заключает она.











