Стиль
Спецпроект Первые в коллекции: с чего начать собирать искусство
Спецпроект

Первые в коллекции: с чего начать собирать искусство

Фото: www.phillips.com
Чтобы стать коллекционером, необязательно быть миллионером: достаточно любить искусство и обратить свое внимание на тиражные работы известных художников. «РБК Стиль» разобрался, что важно знать на первых этапах.

Главное правило любого серьезного коллекционера, которое нужно знать начинающим, — не думать о выгоде, а думать о красоте. Ну или о любви. Вообще о тех эмоциях, которые вызывает то или иное произведение искусства. Поскольку сразу разобраться во всех модных течениях искусства современного не всегда возможно, многие начинают свою коллекцию с покупки тиражных работ уже признанных художников. На то есть несколько объективных причин: во-первых, есть шанс получить то, что всегда нравилось, во-вторых, заплатить за это адекватные деньги. Некоторые даже не сразу задумываются о создании коллекции: сначала покупают несколько работ для оформления интерьера и лишь потом понимают, что стали коллекционерами, когда количество работ переваливает за десятки.

Сразу стоит разобраться, что такое тиражная работа. Это может быть цветной отпечаток, литография, скульптура, керамика или другой объект, который выполнен с форм, одобренных самим художником, ограниченным тиражом, дополнен подписью художника и порядковым номером. Существуют очень небольшие серии с числом копий, не превышающим 10, есть и те, которые выпускаются тиражом в тысячу экземпляров. Цены на них начинаются с нескольких сотен долларов и доходят до десятков и сотен тысяч за самые редкие работы. Начиная собирать коллекцию, сразу стоит определиться с ее примерной темой: будет ли это черно-белая графика, работы художников-минималистов из 1960-х, поп-арт, работы женщин-фотографов и т.п. Эксперты арт-рынка отмечают, что чем уже будет тема, тем большую ценность будет иметь собранная коллекция. Можно также собирать только авторские отпечатки (обозначается аббревиатурой AP) — работы, которые выпускались в дополнение к серии для архива печатника или художника.

Ну и, конечно, стоит внимательно изучать то, что появляется на аукционах. Ближайший аукцион тиражной графики, литографий и произведений современного искусства Phillips состоится 18 апреля в Нью-Йорке, но полный каталог представленных работ можно увидеть на сайте уже сейчас. Среди них есть гравюры и принты от Пьеро Коммлинка — мастера, который, по словам режиссера Жан-Мишеля Мериса, считался «принцем печатников», а также был любимым мастером Пабло Пикассо, которому тот доверял производить свои тиражные работы. Помимо Пикассо, Коммлинк занимался печатью для Миро, Брака, Джонса, Хокни. Эстимейты на эти работы начинаются с $3-5 тыс. за «Синюю птицу» Миро и доходят до $70-90 тыс. за набор гравюр Пикассо 1968 года.

Помимо послевоенного искусства на этом аукционе можно найти работы современных художников, имена которых у всех на слуху: Дэмьена Хёрста, Джеффа Кунса, Такаси Мураками, большая выставка которого откроется в Музее «Гараж» в сентябре этого года. Есть и скульптуры — к примеру, «Венера как жираф» Сальвадора Дали или мини-скульптура Яшимото Нара (правда, тираж на нее неограничен).

Подобные аукционы проводятся несколько раз в год. Случались на них и неожиданные рекорды. Так, в 2016 году на одном из подобных аукционов Phillips работа Дэмьена Хёрста Mickey (2014), изображающая Микки-Мауса, собранного из цветных кругов, при эстимейте в $6195–9292 была продана за $46 460, с почти 400-процентным превышением нижнего порога эстимейта. А принт Герхарда Рихтера Haggadah (P2) 2006 года, чья небольшая выставка не так давно прошла в Еврейском музее в Москве, при эстимейте в $9292–12 389 ушел за $78 983. 

// GA click