Стиль
Спецпроект Параллельная реальность в Электротеатре Станиславский
Стиль
Спецпроект Параллельная реальность в Электротеатре Станиславский
Спецпроект

Параллельная реальность в Электротеатре Станиславский

Спектакль «Макс Блэк или 62 способа подпереть голову рукой»
Спектакль «Макс Блэк или 62 способа подпереть голову рукой»
Электротеатр Станиславский появился в Москве в 2015 году и за прошедшее время успел стать местом, примиряющим экспериментаторов и консерваторов, андеграундных художников и героев первых полос.

В репертуаре Электротеатра Станиславский спектакли легендарных режиссеров: немца Хайнера Гёббельса, итальянца Ромео Кастеллуччи, грека Теодороса Терзопулоса. Или, например, оперный сериал, написанный шестью композиторами и растянувшийся на пять вечеров. В фойе театра продают книги, проводят выставки, показывают кино, читают лекции и даже устраивали однажды маркет винтажной одежды. Здесь же давала первую пресс-конференцию после своего выдвижения кандидат в президенты Ксения Собчак, а модные дома не раз организовывали презентации и показы. Иными словами, в Электротеатре Станиславский — именно так, без кавычек — возможно более-менее все. И то, что новым партнером программы Mastercard Бесценные Города стал именно этот московский театр, удивления совсем не вызывает. Рассказываем почему.

 

 

Место

100 лет назад в здании по адресу Тверская, 23 показывали кино. Здесь располагался кинотеатр «Арс» — дорогой, вместительный, с буфетом и оркестром в фойе. Владел им известный кинопрокатчик Абрам Гехтман. 

После здание стало театральным. До 1936 года здесь располагался детский театр Наталии Сац, постепенно «отвоевавший» себе пространства кинотеатра, а с 1937 года — Московский ТЮЗ, проработавший больше 10 лет и после получивший новое помещение. И вот в 1950 году в дом 23 на Тверской въезжает драматический театр им К. С. Станиславского, выросший из оперно-драматической студии, которую когда-то основал и возглавил сам Станиславский.

Именно здесь, в драмтеатре им. К. С. Станиславского, Анатолий Васильев поставил свой спектакль «Взрослая дочь молодого человека», быстро ставший легендарным.

Основная сцена Электротеатра Станиславский
Основная сцена Электротеатра Станиславский

К слову, как раз в мастерской Анатолия Васильева и Анатолия Эфроса будет учиться в ГИТИСе Борис Юхананов, худрук современного нам Электротеатра Станиславский. Его история началась в 2015 году, когда театр снова открылся после продолжавшейся два года реконструкции. Проектом занималось архитектурное бюро Wowhaus. В итоге в Москве появилась еще одна сцена-трансформер, а фойе превратилось в открытое пространство, где есть место кафе и книжному магазину «Порядок слов» с внушительной подборкой книг о театре и кино. Работает оно и как выставочное пространство: например, в ноябре здесь шла трехканальная инсталляция Бориса Юхананова и Елены Коптяевой «Тающий апокалипсис», где на трех экранах можно было следить за диалогом Юхананова с Хайнером Гёббельсом, Теодоросом Терзопулосом и Ромео Кастеллуччи.

Спектакли в Электростасе — так зовут его московские театралы — играют не только на основной и малой сцене, но также на Электролестнице и во дворе, открывшемся под конец прошлого сезона постановкой под названием «Галилео. Опера для скрипки и ученого».

Mastercard неслучайно говорит о том, что дарит бесценные впечатления. Ведь попасть за кулисы театра — уникальная возможность, доступная только держателям карт Mastercard.

 

 

Среда

Этот театр — место не только художественных поисков, но и коммуникации. В Электрозоне постоянно проходят лекции и встречи Школы современного зрителя и слушателя. Ведь в непростом мире постмодерна зрителю, считают в Электротеатре, не помешает проводник. Традиционными для Электротеатра давно стали и заседания киноклуба «СИНЕ Фантом», приглашающего сначала смотреть кино, а потом обсуждать его в компании режиссеров, кинокритиков и киноведов. Кстати, газета «Синефантом», которая начиналась как рупор тех, кто в конце 80-х запустил альтернативное официальному производству параллельное кино, теперь — регулярное издание Электротеатра. Нередко можно заметить, как кто-то читает его в соседнем NOOR|Electro. По праву считающийся одним из лучших коктейльных баров города, он тоже стал частью театрального мира: сюда приходят обсуждать спектакли, спорить о впечатлениях и строить планы, здесь легко встретить отмечающих премьеры артистов и режиссеров. 

 

 

Что смотреть

Одна из последних постановок Электротеатра — «Волшебная гора» Константина Богомолова, самое неожиданное сочинение режиссера с репутацией провокатора, предельным образом изучающее отношения сцены и зала. Здесь нет ни сменяющих друг друга декораций, ни десятка артистов, ни громкой музыки. Только двое — сам Богомолов и актриса Елена Морозова. Кашель и молчание становятся аккомпанементом, сопровождающим слова. Изредка вставая со своего места и подходя к микрофону, Морозова читает стихотворения русских поэтов, которые в контексте этой интерпретации романа Томаса Манна получают новые смыслы.

Другими спектаклями, которые не стоит оставлять без внимания, давно стали постановки Хайнера Гёббельса, Ромео Кастеллуччи и Теодороса Терзопулоса. В «Вакханках» главного на сегодняшний день специалиста по греческой трагедии Терзопулоса актеры существуют совсем иным, непривычным для русского зрителя способом, а в роли Диониса появляется тоже Елена Морозова, однозначно прима Электротеатра.

«Человеческое использование человеческих существ» итальянца Ромео Кастеллуччи — спектакль современного художника, известного своими радикальными экспериментами по синтезу искусств, где в центре — человеческое тело. Действо, в основе которого канонический сюжет о воскрешении Лазаря, играют на искусственном языке дженералиссимо.

«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» немца Хайнера Гёббельса — идеальный способ узнать, что такое театр художника. Постановка, в которой свет, запахи, пиротехника и артист выступают на равных, основана на записных книжках философов и ученых: Поля Валери, Георга Кристофа Лихтенберга, Людвига Витгенштейна и, собственно, Макса Блэка.

Участники программы Mastercard Бесценные Города могут не только получать привилегии, покупая, к примеру, два билета по цене одного, но и встречаться с режиссерами, приходить на предпремьерные репетиции и прогоны и знакомиться с миром театра изнутри. И в этом смысле партнерство Mastercard с Электротеатром Станиславский, утверждающим концепцию зрительского погружения на все 360°, выглядит особенно логичным.

К слову, планируя свой поход в этот театр, стоит учитывать, что спектакли здесь идут блоками. Ну а под просмотр многосоставных работ художественного руководителя Электротеатра Бориса Юхананова имеет смысл сразу выделить довольно внушительное количество времени: «Сверлийцы» — это пять вечеров, «Синяя птица» — три, а «Стойкий принцип» — постановку в трех актах, двух кладбищах и одном концерте — можно смотреть целый день.

Например, «Синяя птица» — сочинение, где в главных ролях задействованы легенды театра Владимир Коренев и Алефтина Константинова (они превращаются в Тильтиля и Митиль). Это не только история путешествия за Синей птицей, но и история театра Станиславского и самих актеров, а также самый подходящий спектакль для того, чтобы познакомиться с происходящими здесь экспериментами. Эти эксперименты давно доказали и самим участникам процессов, и зрителям, что театральная утопия не только возможна, но и вполне реальна. И о том, что это такое, всегда можно узнать в доме на Тверской.