Стиль
Впечатления «Если дизайнеру достаточно существующих стульев, пусть идет в официанты»
Стиль
Впечатления «Если дизайнеру достаточно существующих стульев, пусть идет в официанты»
Впечатления

«Если дизайнеру достаточно существующих стульев, пусть идет в официанты»

Фото:  i Saloni
Промышленный дизайнер и архитектор, глава бюро a/pf/l Ферруччо Лавиани приехал в Москву на выставку i Saloni Worldwide Moscow и провел мастер-класс для молодых дизайнеров и прессы.

Лавиани рассказал «РБК.Стиль» о том, чем плох «креатив без брифа», о том, чем отличаются современные студенты от людей «аналогового века», и о том, в чем сходство в создании стола и строительстве дома.

«РБК.Стиль»: Вы авторитетный промышленный дизайнер, но стали известны всем благодаря псевдосредневековому буфету Good Vibrations...

Феруччо Лавиани: В какой-то степени это мой Good Nightmare. Едва мы разослали фото буфета прессе, возник эффект домино: в первые же сутки снимок опубликовали три сотни блогеров, журналисты спрашивали только о нем. Когда я работал над этой вещью, я хотел добиться визуального эффекта 3D, решал какие-то дизайнерские задачи, но подобного успеха не ожидал.

«РБК.Стиль»: Почему вы решили стать дизайнером? Простите, вопрос несколько банальный...

Феруччо Лавиани: В моем случае это отнюдь не банальная история. Ни дизайн, ни архитектура не были моей детской мечтой. Я вырос в Кремоне, где работал великий Страдивари, и поступил учиться на скрипичного мастера. Но в процессе понял, что это не мое призвание. В том же учебном заведении, где готовили скрипичных мастеров, учили и другим профессиям, в том числе мебельному делу и дизайну интерьеров. И я сменил профиль. Закончив училище, решил поступить в университет, стать археологом, выучить арабский и уехать в Египет, раскапывать пирамиды. Но вмешался отец: «Забудь об этом, что за дурацкий выбор!» И мне пришлось поступать в архитектурный вслед за однокашниками — большинство из них продолжили обучение там. После университета мне повезло — профессор рекомендовал меня Микеле де Лукки. Я начинал ассистентом, потом стал партнером в его бюро. В 1991-м, когда мне было тридцать (немного по итальянским меркам), имея семь лет стажа, открыл собственную мастерскую. Появились клиенты, в том числе серьезные компании — Flos, Kartell.

«РБК.Стиль»: Как соотносятся в вашей работе архитектурные проекты и промышленный дизайн?

Феруччо Лавиани: В современных университетах это две разные профессии, а в мое время это была одна специализация. Гранды итальянского дизайна — Кастильони, Маджистретти — всегда были и дизайнерами, и архитекторами. Разница только в том, работаете вы с большими или малыми формами, экстерьером или интерьером. В восприятии конечного продукта. Я начинал у де Лукки как графический дизайнер — делал макеты рекламных буклетов — и по сей день, будучи арт-директором крупных марок, вникаю в тонкости подготовки каталогов. Если ты «мультипрофессионал», ты можешь контролировать все стадии работы над проектом в твоем бюро или компании.

«РБК.Стиль»: Те, кто учится сейчас, мыслят как-то иначе, чем вы теперешний или вы-студент?

Феруччо Лавиани: То, что я сейчас скажу, не гарантирует мне вечной молодости (Смеется.), но вообще образ мышления — не вопрос возраста и поколения. Можно генерировать великолепные идеи в 80 и быть абсолютно бесполезным и бездарным в юности. И наоборот, конечно. Конечно, у нынешних молодых больше возможностей. Я появился на свет и учился как «человек аналоговый» и превратился в «человека цифрового» только с годами. Нынешние молодые чуть ли не рождаются с айпадом в руках. Конечно, это влияет на восприятие, но не значит, что молодые лучше стариков. Дизайн — это идеи, чувства, тонкость восприятия, творческие поиски, но отнюдь не только возраст, опыт и пр. Хотя бэкграунд и знание истории очень важны. Я прихожу в ужас, если мои студенты не знают, кто такой Сотсас. Не зная основ профессии, работ своих предшественников, ты вряд ли преуспеешь. А многие мнят себя гениями и думают, что этого достаточно.

«РБК.Стиль»: Но в обширном бэкграунде свой риск — молодой дизайнер может решить, что все стулья и кресла уже придуманы, сказать себе: «Мне больше нечего делать, все уже создано...»

Феруччо Лавиани: Это совершенно неверно. Обширный бэкграунд стимулирует мозг генерировать идеи. Вам приходится изучать, исследовать, искать новое. Столы и стулья существуют веками, и раньше они мало менялись от столетия к столетию, поскольку тогда было ремесло, а не индустрия. Но то, что придуман стол А, не значит, что не стоит придумать стол B. Придумай что-то, что нравится тебе самому! Чтобы сделать что-то хорошее, надо возжелать нового, влюбиться в свою идею, питать к ней страсть. Если дизайнеру достаточно существующих стульев, пусть идет в официанты.

«РБК.Стиль»: Где вы берете идеи?

Феруччо Лавиани: Отовсюду. Конечно, я провожу исследования, роюсь в книгах и интернете, но иногда идеи приходят, скажем, в кино — увидишь фильм, и он вдохновляет тебя на работу на полгода вперед. То же с выставками, музеями, прохожими на улице. Если ты собираешься спроектировать новый стол, нельзя рыться только в изображениях уже существующих столов, ничего оригинального не родится.

«РБК.Стиль»: Вы не только независимый дизайнер, вы сотрудничаете с крупными компаниями. Как вам удается совместить творчество с жесткими рамками, в которые вас ставит руководство этих фирм?

Феруччо Лавиани: Я всегда сотрудничал с крупными марками, не ограничивался частными клиентами, потому что я люблю промышленный дизайн, индустрию. Даже в рамках жесткой корпоративной структуры остается место для творчества. Если я знаю бюджет, мне легче определить степень риска, пределы самоограничения. Чем больше риск, тем более впечатляющий результат. Если мне сказать: «Нет ни бюджета, ни задания, делай что хочешь», — я потеряюсь в открывшихся перспективах.

Как-то я работал на известнейший шампанский Дом, и мне сказали: «Вы прославленный дизайнер, сделайте нам красиво — что и как хотите за любые деньги, бюджет не ограничен». Я растерялся. Говорю: «Поставьте мне задачу, скажите, сколько это должно стоить». Они удивились — вот чудак, первый такой: говорят ему, делай что хочешь, а он требует рамок. Может быть, я что-то делаю не так, как другие, но это мой путь. Я не хочу терять энергию, пытаясь объять необъятное.

«РБК.Стиль»: Какие проекты особенно значимы для вас?

Феруччо Лавиани: Безусловно, работа с Kartell и, в частности, новинка этого года — лампа Taj. Она выглядит очень просто, но на самом деле это был сложный проект. Далее я очень ценю опыт работы с Dolce & Gabbana, ведь, как ни крути, эти 13 лет сотрудничества сделали меня известным в широких кругах fashion-индустрии. Меня персонально, а не мои продукты. Ведь как было: люди знали меня через сделанные мной вещи, а меня лично не знали. Это был, так сказать, coming out меня как дизайнера. Но в общем я горжусь большинством своих проектов — вы же не спросите отца, кого из детей он считает самым страшненьким.

«РБК.Стиль»: Вы много путешествуете?

Феруччо Лавиани: Да. Считаю это необходимым для творчества. Я чувствую себя 100%-ным итальянцем, хотя езжу по миру, жил в Бразилии, часто бываю во Франции, где у моих родителей есть дом. Путешествия позволяют сравнивать — архитектуру, искусство, образ жизни. В дороге вы лучше понимаете, что такое хорошо и что такое плохо. Знаете, если бы я прожил жизнь безвылазно в Италии, я бы искренне верил, что Берлускони — лучшее из всего, что может быть, хотя на самом деле он просто bullshit.

«РБК.Стиль»: Доводилось слышать, что навык ручной работы в Европе и, в частности, в Италии утрачивается, и скоро вся мебель будет делаться на 3D-принтерах...

Феруччо Лавиани: Сейчас в Италии работать непросто — и кризис, и законы, и налоги... Но я не могу представить себя работающим где-то в другом месте — мол, если надо посмотреть на ход работ, сядь на самолет и прилети, или воспользуйся интернетом. Я должен общаться с клиентами. Может, ситуация изменится, но пока, в мои 53, я работаю и хочу работать в Италии. Надеюсь, нас ждут перемены к лучшему.

Беседовала Вероника Гудкова