Стиль
Герои Пианист Дмитрий Шишкин — о музыкальном Челябинске и экспериментах с электроникой
Стиль
Герои Пианист Дмитрий Шишкин — о музыкальном Челябинске и экспериментах с электроникой
Герои

Пианист Дмитрий Шишкин — о музыкальном Челябинске и экспериментах с электроникой

Фото: пресс-служба
В преддверии концертов Дмитрия Шишкина в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде мы поговорили о феномене челябинской академической сцены, отношении к конкурсам и любимых занятиях вне музыки

Пианист Дмитрий Шишĸин на сцене практически с трех лет. В 2015 году он оĸончил Мосĸовсĸую государственную ĸонсерваторию им. П. И. Чайĸовсĸого (ĸласс Элисо Вирсаладзе) и затем стажировался под руĸоводством Эпифанио Комиса в Музыĸальном институте им. Винченцо Беллини в Катании (Италия) и под руĸоводством Арье Варди в Ганноверсĸой высшей шĸоле музыĸи, театра и медиа (Германия). Лауреат множества международных конкурсов, в том числе Международного конкурса исполнителей в Женеве, Швейцария (лауреат I премии, 2018), в 2019 году Дмитрий завоевал II премию и серебряную медаль на Международном ĸонĸурсе им. П. И. Чайĸовсĸого. Шишкин регулярно выступает в России, Германии, Австрии, Франции, Велиĸобритании, Швейцарии, Италии, США, Японии, Китае, Южной Корее и других странах и сотрудничает с несколькими всемирно признанными оркестрами, в том числе с Симфоничесĸим орĸестром Мариинсĸого театра, ГАСО России им. Е.Ф. Светланова, Симфоничесĸим орĸестром Государственной аĸадемичесĸой ĸапеллы Санĸт-Петербурга, Варшавсĸим филармоничесĸим орĸестром, Национальным орĸестром Бельгии, Веймарсĸой государственной ĸапеллой, Бразильсĸим симфоничесĸим орĸестром, Орĸестром Романсĸой Швейцарии, Тоĸийсĸим симфоничесĸим орĸестром и другими, а также со многими дирижерами. Дмитрий Шишкин записал несĸольĸо сольных дисĸов с произведениями Шопена, Вагнера, Элгара, Падеревсĸого, Рахманинова, Сĸрябина, Метнера и Чайĸовсĸого, а уже в ближайшие дни выступит на летнем фортепианном фестивале Pianissimo. 27 июля его можно услышать в «ГЭС-2» — в программу войдут «Бергамасская сюита» и «Остров радости» Дебюсси, Скерцо №2 и Полонез №6 Шопена и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Фото: пресс-служба

Каким вы запомнили Челябинск конца 1990-х, когда вы ходили в музыкальную школу и активно давали концерты, но большая карьера в музыке была пока далеко впереди?

Уже в то время количество концертов, в которых я принимал участие, было очень большим, поэтому не могу сказать, что на моих ощущениях от города и воспоминаниях о нем отразились стереотипные представления о Челябинске как о промышленном центре, городе работяг или еще чего-то такого. К тому же в Челябинске культурная жизнь уже тогда была и сейчас есть бурной, чему я несказанно рад: появляются новые профессиональные оркестры, концертные залы, фестивали, публика активно ходит на концерты, интересуется музыкой, театром, кино. Мне в этом смысле повезло: с самых ранних лет была возможность принимать активное участие в музыкальной жизни города и, следовательно, открывать для себя разные интересные произведения, играть программы и с оркестром, и с камерным ансамблем, и соло, у нас с приятелем был даже дуэт — два рояля. Однако несмотря на то, что концертная жизнь была весьма активной, я не могу сказать, что у меня не было детства или что я не занимался какими-то простыми, обычными для любого ребенка вещами. У меня, как и у всех детей, были велосипед, ролики, скейт, очень любил плавать.

С чем, на ваш взгляд, связан такой феномен местной академической сцены?

Очень много людей в Челябинске интересуются искусством в принципе и творчески подходят ко всему, что его касается. Ну и местная фортепианная школа крайне сильна — тут нужно отдать должное профессорам, учителям. На мой взгляд, именно учителя — это ключ к развитию культуры. Многие челябинские музыканты начинают свой путь, например, в музыкальной школе им. Чайковского, спустя годы приезжают в Москву или Екатеринбург, поступают в консерваторию, и у них начинается интересная профессиональная жизнь. Даже на моем курсе в Московской консерватории учились ребята из Челябинска.

Аркадий Володось, концертный парафраз на тему «Турецкого марша» Моцарта

В одном из интервью вы упоминали, что в детстве мечтали стать не только пианистом, но и космонавтом. Это было больше такое романтическое желание или что-то большее?

В детстве у каждого из нас было что-то в таком духе: стать космонавтом или всемирно известным актером, или еще кем-нибудь. Но на самом деле про себя я более или менее всегда думал и понимал, что моя жизнь будет связана с музыкой. Так вышло, что музыка сопровождала меня всю жизнь и довольно интенсивно, была для меня чем-то особенным. Хотя не скрою, что наука меня тоже интересовала и интересует. Люблю систематизировать свои знания и анализировать их, например, наблюдая природные явления, люблю смотреть научные передачи.

Раз уж зашел разговор о сторонних интересах и хобби, есть ли у вас увлечения вне сферы профессиональных интересов? За чем вы следите, помимо науки?

Не знаю, можно ли назвать это хобби, но мне интересна живопись. Когда-то я сам даже пытался этим заниматься, поскольку родители тоже увлекаются живописью. Также путешествия — особенное для меня состояние души. Говорят же, что путешествия — это лучшее средство образовывать и развивать себя во всем, и это абсолютная истина. Тем более что это увлечение легко совмещать с моей работой: много, где уже довелось побывать, и еще больше планов на будущее. Еще, кончено, меня бесконечно вдохновляет природа. Каждый год стараюсь выезжать куда-то. У нас есть невероятно красивый Ильменский заповедник в нескольких часах езды от Челябинска, там потрясающие места, огромные озера… Люблю рыбалку: мы с дядей стараемся встречаться хотя бы раз в год и рыбачить, занимаемся подводной охотой. В общем, мне по душе активный образ жизни.

А в живописи вас привлекает какое-то конкретное направления, школа или даже художник? Или интересует живопись в целом?

Сложно сказать, но, например, в Третьяковской галерее я был столько раз и так хорошо знаю ее коллекцию, что могу, наверное, любой момент и с легкостью провести экскурсию по выставочным залам. Мне нравятся реализм, импрессионизм — все, что связано в живописи с музыкой. Вообще, при разговоре о том или ином музыкальном произведении мы часто опираемся на живопись как на источник вдохновения, как на отправную точку для размышлений, ведь многие произведения в музыке были написаны под впечатлением от тех или иных картин. Возьмем для примера «Отплытие на Киферу» Антуана Ватто: Клод Дебюсси, вдохновившись этой картиной, создал свое произведение «Остров радости» и в нем по-своему попытался передать визуальную составляющую в музыке. Таких примеров на самом деле много, и лично мне при разборе того или иного произведения удобно опираться на живопись, просто даже представлять себе какие-то сюжеты, пейзажи — сразу становится понятнее, что ты играешь или как это играть.

Клод Дебюсси, «Остров радости»

Вы с детства на сцене, участвовали в самых разных конкурсах, в том числе в престижнейших международных (серебро на конкурсе Чайковского, по вашим словам, стало для вас своеобразным трамплином). Существует ли для вас проблема или, скажем, дилемма между техничностью, зацикленностью некоторых молодых музыкантов на конкурсах и индивидуальностью в исполнительском мастерстве?

В принципе, конкурсы дают много возможностей: например, быть на большой сцене и суметь на ней освоиться, проявить себя. Не новость, что многие конкурсанты очень нервничают: первый раз (да и не только в первый) выходить на сцену перед профессиональным жюри и публикой, которая еще и будет тебя судить за неправильные ноты или фразировку, за что-то еще на их взгляд недопустимое — это большие нервы. Поэтому при исполнении на конкурсах сложилось такое негласное правило: играть чисто, что называется классично, без проявления каких-то индивидуальных смелых мыслей и решений, без лишней философии.

Должен сказать, что это и плохо, и хорошо. Плохо, что ты находишься в постоянных рамках правил, а хорошо, что эти правила способствуют сохранению истоков и традиций пианистического мастерства. Мне кажется, участие в конкурсах — это индивидуальный выбор пианиста, это один из способов проверить себя и поверить в свои возможности. И в моем случае конкурсы очень помогли получить концерты, открыли перспективу выступать больше, играть на прекрасных сценах перед публикой, где я уже главным образом свободно и непосредственно могу проявить себя и свою индивидуальность.

А как тогда сохранить эту индивидуальность, пронести ее через этот период?

Непросто ответить на этот вопрос, наверное, главное все-таки верить в себя, свою интуицию, совмещая ее с теми знаниями и умениями, которые ты уже получил и наработал. Ведь в вопросе, как действовать, как правильно играть, в любом исполнительском периоде всегда будет много неоднозначных решений, много факторов, определяющих твое творческое мировоззрение и мировоззрение окружающих. Кому-то нравится одно, а у кого-то вкус совершенно другой. На некоторых конкурсах, например, есть специальный приз зрительских симпатий. Он, мне кажется, дает шанс блеснуть тем людям, которые проявляют больше индивидуальности, умеют хорошо взаимодействовать с публикой, делясь с ней своей искренностью и непосредственностью. За себя скажу, что всегда, когда выходил на сцену на конкурсах, старался просто наслаждаться моментом и игрой, не думать, что это испытание на победу, что надо выиграть и так далее. Я всегда понимал, что, если я не выиграю, ничего не случится. И это очень помогало увереннее себя чувствовать на сцене.

Фото: пресс-служба

Что еще приносит вам наибольшую радость в деятельности концертного пианиста и музыканта в целом? И есть, быть может, что-то, что вы воспринимаете как рутину?

Как рутину я не воспринимаю ничего, потому что рутину можно рассматривать как порядок и привычку к повседневным занятиям, а мне просто интересно заниматься. А наибольшую радость мне приносит то, что в ходе подготовки к каждому концерту я всегда открываю для себя нечто новое — новых композиторов, новую музыку, новые жанры, новые музыкальные миры. Например, недавно я открыл для себя композитора романтического направления Николая Метнера, он действительно поразил меня. Нет, я и прежде слышал его музыку, но как-то не вдавался в тонкости и подробности его музыкального языка. И неожиданно для себя просто наткнулся на какую-то запись в YouTube и настолько проникся его музыкой, что сейчас, мне кажется, практически в каждую программу включаю несколько его произведений, хотя бы просто потому, что он не особо известен за рубежом, а я очень хочу, чтобы как можно больше людей были покорены его творчеством. Поэтому да, процесс подготовки к каждому выступлению полон открытий и интересных моментов.

Как вы подходите к составлению программы и к выбору композиторов и конкретных произведений? Скажем, в программе летнего фестиваля Pianissimo вы исполняете Мусоргского и Дебюсси, уже упомянутого Метнера и Прокофьева.

Тут все просто: я стремлюсь показать как можно больше разных жанров, стилей в одном концерте, поэтому выбираю такие противоположные, можно сказать полярные вещи. Чтобы люди услышали вот эту разницу. Но бывает и иначе. Например, в других концертах я играл того же самого Николая Метнера, его «Сказки», и «Картинки с выставки» Мусоргского, которые объединены, связаны между собой темой русского фольклора, посвящены сказочным героям, довольно картинным. Иногда стараюсь формировать программу, отталкиваясь от сюжетных линий тех или иных произведений.

Метнер, Вечерняя песня из цикла «Забытые мотивы»

А каких современных композиторов вам хочется исполнять? Кого вы слушаете?

Конечно, мне нравится и современная музыка. Например, есть такой американский композитор Пол Шонфилд — осенью я буду играть его произведение, которое называется «Четыре параболы», с огромным оркестром. Это такой микс джаза, классической музыки, или даже классического стиля, и романтики. Очень интересно, как он совмещает все эти жанры и приводит это в концертную форму. Еще есть наш молодой композитор Иван Древалев, который пишет в разных стилях, но в основном романтическую музыку. У него есть прекрасные и миниатюры, и крупная форма. Могу перечислять бесконечно.

Фото: пресс-служба

А популярная музыка вас не интересует? Например, электроника?

Да, я интересуюсь экспериментальной музыкой, и мне нравится совмещать фортепиано с электроникой. Дома у меня даже есть небольшая студия. Пытаюсь в ней уделять время для разного рода опытов: IDM, эмбиент, электронные успокаивающие мелодии. Пока что не думал об этом всерьез, но, может быть, в будущем попробую сделать что-то в этом поле, открою свой проект и совмещу это с фортепианным звучанием.

Что вы хотели бы сказать публике в России, которая придет на концерты фестиваля Pianissimo?

Во-первых, я очень благодарен команде Pianissimo, что у меня появилась возможность приехать и сыграть на таких эстетичных, необычных и, не побоюсь этого слова, легендарных площадках, как, к примеру, Эрмитаж. Мне кажется, это вообще мечта любого человека — побывать в стенах этого музея, а сыграть среди этих полотен в живописных залах — двойная мечта каждого музыканта. Во-вторых, я думаю, будет интересно послушать те же «Картинки с выставки» именно в таком антураже, ощутить в полной мере слияние музыки с живописью, почувствовать силу искусства. Исполнение же других произведений в этом концерте, надеюсь, так же даст слушателям возможность насладиться бессмертной классической музыкой. Я всех приглашаю и надеюсь, что зрители получат удовольствие.

В рамках фестиваля Pianissimo Дмитрий Шишкин выступит в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) 24 июля, в Доме культуры «ГЭС-2» (Москва) 27 июля и в «Пакгаузах на Стрелке» (Нижний Новгород) 29 июля.