Стиль
Жизнь #пронауку: чем Леонардо да Винчи был похож на теннисистов-чемпионов
Стиль
Жизнь #пронауку: чем Леонардо да Винчи был похож на теннисистов-чемпионов
Жизнь

#пронауку: чем Леонардо да Винчи был похож на теннисистов-чемпионов

Леонардо да Винчи, «Джоконда», 1503-1505
Леонардо да Винчи, «Джоконда», 1503-1505
Знаменитый художник эпохи Возрождения, вероятно, обладал выдающейся зрительно-моторной координацией, которая помогает выигрывать лучшим теннисистам и бейсболистам, считает генетик из Базельского университета в Швейцарии.

Суперспособность могла помочь художнику в создании деталей его шедевров, таких как загадочная полуулыбка Моны Лизы, уверен генетик Дэвид Талер. По его мнению, «острый глаз» Да Винчи можно сравнить в эффективности восприятия со зрением игроков в бейсбол, которые умеют определять шов мяча в полете, или звезд тенниса, способных поймать и отразить сверхбыстрый мяч. Талер уточняет, что этот навык видения деталей в мимолетных по скорости явлениях может быть результатом высокого порога слияния мерцания. Это концепция в психофизике зрения, которая определяет частоту, с которой прерывистое мелькание света сливается в удобную для восприятия человеческим глазом форму.

«Если брать случай с Моной Лизой, я полагаю, Леонардо поймал момент, когда она улыбнулась, — сказал Талер. — То есть это не было длительной, фиксированной улыбкой модели; это было мимолетной комбинацией ощущений и мимики».

Например, фреска «Тайная вечеря» также отражает мимолетные движения ее персонажей, предположительно, возникшие после слов Иисуса о возможном предательстве.

Талер заинтересовался видением Леонардо да Винчи, когда прочел в его заметках наблюдения о стрекозе. «Стрекоза летит на четырех крылышках, и когда те, что впереди, поднимаются, те, что позади, — опускаются», — писал художник.

Леонардо да Винчи, рисунок жука-усача и стрекозы
Леонардо да Винчи, рисунок жука-усача и стрекозы

Исследователь рассказывает: «Я тогда подумал: круто было бы на это посмотреть! Как раз стояло лето, и вокруг порхали стрекозы. Но как бы пристально я ни вглядывался, я не различал, как движутся их крылья, они оставались размытыми». Приятели Талера тоже не преуспели в наблюдении. Тогда генетик углубился в вопрос и выяснил, что такое «острый глаз», или хорошо развитая зрительно-моторная координация.

Он также узнал, что задние крылья стрекозы не синхронизируются с передними в полете, а разность взмаха составляет всего одну сотую секунды. То есть Леонардо Да Винчи мог уловить этот крошечный момент, а значит, частота слияния мерцания в его зрительной функции составляла 100 Герц, или 100 раз в секунду — примерно вдвое больше, чем у большинства людей.

Дэвид Талер считает, что за суперспособностью скрывается генетика: возможно, это комбинации, которые определяют развитие калиевых каналов в сетчатке глаза. Различия в их формировании становятся причиной разного зрительного восприятия у людей.

Помимо Леонардо да Винчи, таким же уникальным навыком обладал японский гравер Кацусика Хокусай, чья знаменитая работа «Большая волна в Канагаве» как раз отражает стремительное движение непостижимо гигантской волны и мимолетные изменения в беспокойном ландшафте морского пейзажа. К слову, Хокусай тоже интересовался стрекозами: среди его гравюр есть изображение стрекозы в полете — ее крылья расположены именно так, как они движутся в реальности.

Кацусика Хокусай, «Колокольчики и стрекозы»
Кацусика Хокусай, «Колокольчики и стрекозы»