Стиль
Жизнь Личные данные: что о вас знают Google и Facebook
Стиль
Жизнь Личные данные: что о вас знают Google и Facebook
Жизнь

Личные данные: что о вас знают Google и Facebook

Фото: Austin Distel/Unsplash
Многие пользователи не задумываясь отправляют сторонним компаниям личную переписку, фотоархивы и информацию об интересах и передвижениях. Пришло время разобраться, что о вас знают интернет-гиганты и как используют полученную информацию.

Google знает, где вы были

Если на смартфоне есть функция геолокации, то сайт отслеживает ваше передвижение. Для этого не нужно ставить теги, отмечаясь на маршруте, — данные отправляются автоматически при каждом включении телефона. Вы можете просмотреть хронологию поездок и прогулок с первого дня, когда активировали свой профиль Google на гаджете. Информация сохраняется независимо от того, как часто и какие модели телефонов вы используете.

Фото: Dylan Curran

Google знает, что вы искали

История поиска сохраняется автоматически на всех ваших устройствах. Это означает, что если вы удалите ее на телефоне, данные останутся на ноутбуке, планшете или компьютере. Все ваши запросы доступны для просмотра. Там же отображается хронология действий: отправка писем, посещение страниц, поиск в почтовом ящике Gmail. Можно вручную выставить, какую информацию вы позволяете системе сохранять, а также удалить ее или указать сроки хранения не более трех месяцев или полутора лет.

Google знает, что вам рекламировать

Система составляет индивидуальный профиль пользователя на основе данных, которые вы, не замечая, предоставляете сами. Ваше местоположение, возраст, увлечения, карьера, статус отношений и даже вес могут стать основой для таргетированной рекламы. Многим знакома ситуация, когда вы искали, где почистить ковер, а потом в течение нескольких дней в браузере мелькали объявления текстильных магазинов и химчисток. Персонализация в Google сложнее: она подбирает рекламу на основе разнообразной информации, а не единичного поиска. Вы можете настроить сохраняемые данные вручную.

Фото: adssettings.google.com

Google знает, какие приложения вы используете

Многие сторонние сервисы позволяют связать учетную запись с профилем Google. Информация о каждом приложении, дополнительных расширениях и оплатах сохраняется. Помимо названий, системе известно, как часто вы пользуетесь этими программами, где их включаете и с кем общаетесь, если речь о мессенджерах и социальных сетях. То есть Google знает, с жителями каких стран и городов вы поддерживаете связь на Facebook и во сколько ложитесь спать. Можно посмотреть, у каких приложений есть доступ к вашему аккаунту, изменить или отключить сбор информации. В некоторых сервисах отменять привязку нельзя: программы не будут запускаться.

Google хранит историю просмотров на YouTube

Дополнительная возможность сбора информации — учет видеороликов, которые смотрит пользователь. Необязательно ставить им лайки и добавлять в избранное, Google достаточно того, что вы их открыли. Если кому-то понадобится узнать больше о вашей личной жизни, то YouTube подходит как нельзя лучше, ведь многие сейчас предпочитают получать информацию из коротких роликов и подписываются на тематические видеоблоги. Отдельно можно просмотреть оставленные вами комментарии под чужими клипами, записи в сообществе, общение в чате и историю поиска. Последнюю можно удалить и запретить сохранять — тогда вы не будете получать уникальные рекомендации для просмотра.

Google знает, насколько вы спортивны

Сервис может сохранять информацию о тренировках в Google Fit, который показывает все шаги, пройденное расстояние и время прогулки. Даже если тренировки удалены с устройства, они остаются в базе данных, несмотря на отозванные разрешения.

Фото: adssettings.google.com

А еще он сохраняет фотографии, которые вы когда-либо сделали на камеру телефона. Они разбиты по папкам с метаданными о времени и месте съемки.

Фото: Dylan Curran

Google выгружает ваши данные в формате документов

Сервис предлагает загрузить все хранящиеся у вас данные на другое устройство. Если есть доступ к чьей-то учетной записи, то фактически это дневник всего, что делал человек, включая закладки, электронные письма (в том числе удаленные и отправленные в категорию «Спам»), фотографии, контакты и файлы на «Google Диске». В системе сохраняется информация из календаря, а также о прослушанной музыке, потраченных деньгах и интернет-магазинах, где вы делали покупки. Можно заархивировать и переслать данные о бронировании отеля и купленных билетах, прочитанных книгах и сделанных публикациях. На странице загрузки доступны несколько форматов для каждого пункта. Их можно скачать, получив электронное письмо со ссылкой на архив, которая будет работать в течение недели. Кроме того, доступны настройки регулярного автоматического экспорта каждые два месяца.

Facebook сохраняет информацию

В социальной сети остаются текстовые и аудиосообщения и любые файлы, которые вы когда-либо отправляли, контакты с вашего телефона. Следуя инструкции от Facebook, можно скачать и посмотреть все данные, а также контролировать их разрешение. Сервис также собирает информацию, чтобы показать вам то, что, по его мнению, будет интересно. Учитываются лайки, комментарии и стикеры, которые вы использовали. Кроме того, есть доступ к камере и микрофону, а также сохраняются приложения, которые были подключены к учетной записи в соцсети. Так сервис понимает, что вы интересуетесь, например, политикой, веб-дизайном или встречами в Tinder.

Facebook собирает меньше информации по сравнению с Google, но эти данные сложнее отследить — настройки спрятаны глубоко в системе. В этих блоках можно заблудиться надолго и найти много интересных фактов: например, посмотреть, кто загрузил ваши данные для таргетированных объявлений в разделе «Реклама и компании». В настройках также доступны функции отказа от сохранения данных.

Фото: adssettings.google.com

Зачем они это делают

Сторонники конспирологических теорий видят в сборе данных угрозу, но вряд ли он как-то влияет на жизнь рядового пользователя, если тот не занимается противозаконными делами. На самом деле интернет-сервисы получают существенный доход от рекламы — товары и услуги выгодно показывать подходящей целевой аудитории. Чем больше данных о потребителе и точнее его портрет, тем больше шансов, что он станет потенциальным покупателем, и тем дороже будет стоит реклама на этом сайте. Полная приватность в интернете невозможна, и каждый клик учитывается системой, которая затем подстраивается под вас.

Если не хотите, чтобы о вас что-то знали, меняйте настройки, указывайте минимум информации, а интернет-серфинг проводите в частном окне браузера. Не лишним будет отключить автозаполнение и выписать пароли, которые можно хранить офлайн.

11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google.