Как «Чернобыль» привлекает туристов в зону отчуждения
В апреле исполнилось 33 года со дня катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. В мае телеканал HBO выпустил мини-сериал «Чернобыль», созданный сценаристом Крейгом Мазиным и режиссером Йоханом Ренком. Шоу заслужило самые высокие рейтинги в истории, обогнав такие проекты, как «Игра престолов», «Во все тяжкие» и «Клан Сопрано». Вместе с тем возрос интерес и к месту катастрофы.
Директор турагентства SoloEast Сергей Иванчук в мае наблюдал 30-процентный рост турпотока в Припять и 40-процентное увеличение количества бронирований в этом направлении на лето. Владелец агентства Chernobyl Tour Ярослав Емельяненко также ожидает повышения спроса на 30–40%, передает Reuters. Компания Емельяненко предлагает экскурсии по местам, показанным в сериале, включая бункер, где собирались чиновники, чтобы решить вопрос об эвакуации города.
Туры в «город-призрак» на английском языке разлетаются по цене $100 на человека. Отряды блогеров-сталкеров из Европы, США и Латинской Америки, вооруженные смартфонами, селфи-палками и богатой фантазией, штурмуют заброшенные объекты. Параллельно растет и число фотографий в Instagram с геометкой «Припять», хештэгами #chernobylzone и другими опознавательными знаками, призванными привлечь как можно больше лайков.
Если вам и прежде было стыдно за нравы инстаграм-сообщества, то результат его свежей заинтересованности Чернобылем в очередной раз заставит вас поднести ладонь к лицу. Сложно представить себе сочетание двух явлений: селфи и Чернобыля. Даже создатель сериала Крейг Мазин призвал поклонников шоу вести себя скромнее на пострадавшей территории.
«Прекрасно, что сериал «Чернобыль» стал причиной роста туристического спроса в зону отчуждения. Но да, я видел эти фотографии. Если вы едете туда, пожалуйста, помните, какая ужасная трагедия там произошла. Ведите себя с уважением к тем, кто пострадал или погиб здесь», — призвал Крейг Мазин.
Как выяснилось на примере «чернобыльского туризма», некоторые инфлюенсеры могут пострадать из-за самого органичного для себя качества — любопытства. Например, австрийка Джулия Бесслер, известная в Instagram как «зависимая от бикини», тоже побывала в Припяти и опубликовала весьма целомудренное фото с впечатлениями от поездки. Однако само присутствие Бесслер в заброшенном городе вызвало гнев в соцсетях: пользователи обвинили знаменитость в использовании трагедии ради личной выгоды.
Предупреждение Мазина касается не только более-менее скандальных поступков блогеров, но вообще всех селфи в зоне отчуждения. «Места, которые когда-то были свидетелями национальной трагедии, используются блогерами в качестве фона для идеальных селфи», — пишет The Guardian.
Впрочем, напоминает газета, чернобыльская зона отчуждения — не единственное место на земле, не заслуживающее селфи-атак. В марте музей Аушвиц-Биркенау попросил посетителей проявить уважение к погибшим и не публиковать фотографии с жизнерадостным балансированием на рельсах, по которым сотни тысяч людей увозили в закрытых вагонах навстречу смерти.
Одно из самых свежих резонансных событий — инсталляция на Венецианской биеннале, ради которой со дна в Средиземном море подняли лодку, затонувшую в 2015 году с сотнями мигрантов. Экспонат имел большой успех среди людей со смартфонами.