Бах, Малер, Шнитке: хорошо известные имена в необычной программе

Даниил Коган и Арсений Тарасевич-Николаев
В субботу, 22 марта, в Концертном зале им. Чайковского пройдет концерт под названием «Пьета». Программа построена вокруг темы, которую не принято афишировать, но которая присутствует в жизни всех и становится источником музыки в любую эпоху. Горевание по умершим близким — детям, жене, матери — объединило в программе Баха, Малера, Яначека, Берга и Шнитке.
Впрочем, не стоит проводить прямую корреляцию между названием программы и музыкой, говорит художественный руководитель объединения «Притяжение» Даниил Коган. По его словам, слушателей ждет музыка экзистенциальной глубины и огромного духовного богатства, наполненная невероятным светом и эмоциональным размахом. На сцене будет происходить практически священнодействие.
Программа концерта:
- Бах. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004 (переложение для струнного квартета);
- Яначек. «Элегия на смерть дочери Ольги» — кантата для тенора, хора и фортепиано;
- Шнитке. Фортепианный квинтет;
- Берг. Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (версия для скрипки и 18 инструментов Ф. Караева);
- Малер. Вокальный цикл «Песни об умерших детях».
Концерт будет дан силами творческого объединения «Притяжение», в которое входят не только музыканты, но и художники. Оно появилось в 2020 году в стенах Московской консерватории, когда скрипач Даниил Коган и его друзья, музыканты и художники, захотели делать нечто неформатное, что давало бы им возможность проявить себя не только в классических филармонических программах и театральных постановках. Так возникли марафоны, в которых музыка звучала на протяжении 12 часов подряд, а еще фильмы, анимация и компьютерные игры. «Мы не кичимся и не бравируем ни мультижанровостью, ни какой-то мультифункциональностью, ни тем более концепцией — это все для нас не имеет значения. Для нас имеет значение то, что мы периодически собираемся вместе, что-то придумываем и делаем», — говорит Коган.

Даниил Коган, скрипач, художественный руководитель творческого объединения «Притяжение»
«Филармония выдала нам огромный кредит доверия и позволила занимать сцену Зала Чайковского, делать там концерты три-четыре раза в год. Задачи, которые ставит перед нами аудитория на 1500 человек, совершенно другие, чем те, с которыми мы сталкиваемся в более маленьких концертных залах. В этом плане мы каждый раз пытаемся реализовать что-то очень амбициозное.
Мы выбрали темой этого сезона детство. Это весьма обширное понятие, и мы решили посмотреть на него с самых разных точек зрения. Детство на сцене можно воплотить в концертах игровых, для детей, а можно и в философском ключе, более или менее серьезно. В январе мы устроили пародию на концерт в детской музыкальной школе: исполняли то, что обычно играют дети в 10–11 лет на отчетных выступлениях в ДМШ. Для второго концерта мы взяли спорную, табуированную тему, а именно тему родительской и детской смерти. Это была моя давняя идея — сыграть эти произведения вместе. Музыка избегает прямой трагедийности — самой темы достаточно, чтобы человек настроился на очень специфическое состояние. Парадоксальным образом этот концерт будет наполнен безумно красивой, нежной и светлой музыкой. Она будет скорее утешением».
Подробнее о музыке, вошедшей в программу, во время концерта расскажет музыковед Ярослав Тимофеев, герой проекта «РБК Визионеры».